Саладкова Екатерина
Конспект занятия в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»
Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью и закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Задачи:
1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.
2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Прогулка в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
на вопросы, и логически выстраивать предложения.
3. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.
Закрепить знания о животных живущих в лесу.
Материал: Игрушка – Белочка. Иллюстрация, сказки про животных, предварительная беседа с детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята посмотрите на окно, на улице сегодня пасмурно и сыро, а у нас в группе светло и весело! Поэтому я предлагаю вам послушать стихотворение.
Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету,
Липовый, берёзовый,
Красный, разноцветный.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени). Ребята, хотите ли вы отправиться в осенний лес? Давайте сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес в гости к лесным жителям? Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу.
Дети: (Холодно, дождь идет.)
Воспитатель: Правильно. В осеннем лесу холодно. А что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?
Дети: осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно.
Воспитатель: а что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе?
Дети: у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы улетают на юг, а звери готовятся к зиме.
Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!
Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.
Воспитатель:Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.
Воспитатель: Ребята, а можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто же это встречает нас в лесу? Это Белочка, она будет нам помогать в нашей прогулке по лесу. Как вы думаете кто эта Белочка, что она делает в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Белочка приготовила вам загадки. Чтобы ваша прогулка была еще интересней!
Пышный хвост
Торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно это ….
Воспитатель: Кто это, ребята?
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?
Дети: Белка осенью готовится к зиме.
Воспитатель: А как она готовится? Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки?
Дети: теплая и серая.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Воспитатель: Как еще белка готовится к зиме?
Дети: Делает запасы?
Воспитатель: А что запасает белка?
Дети: шишки, орехи, грибы.
А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать орехи в корзину.
ИГРА «Собери орехи»
Воспитатель: Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод.
Воспитатель: вот еще одна загадка от Белочки.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Дети: заяц.
Воспитатель: Правильно. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Дети: (отвечаю).
Воспитатель: А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: А вот и еще одна загадка для вас:
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Дети: Лиса
Воспитатель: А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)
Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти?
Дети: Нет?
Воспитатель: Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.
Воспитатель: Следующая загадка про лесных жителей:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
Дети: Волк
Воспитатель: Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Послушайте загадку и дайте на неё отгадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. Оказывается, некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку. А кто назовет этих животных?
Дети: ёж, медведь.
Воспитатель: Верно. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тё плом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Пальчиковая игра «Белочка»
Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.
Одна куда-то по девалась, (Спрятать руку за спину)
Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца)
А теперь скорей смотри (Спрятать руку за спину)
Их осталось уже три. (Выставить три пальца)
Ну и ну какая жалость (Спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось (Выставить два пальца)
Эта новость так грустна (Спрятать руку за спину)
Осталось белочка одна (Выставить один палец)
Пока мы с тобой считали (Спрятать руку за спину)
Белочки от нас сбежали.
Воспитатель: Ребята, Белочка, спрашивает, умеете ли вы себя правильно вести в лесу?
Воспитатель: Вот сейчас мы ей расскажем, правила поведения.
Дети: (Отвечают)
1. Нельзя отправляться на прогулку без взрослого.
2. Нельзя разжигать костер.
3. Нельзя мусорить.
4. Нельзя кричать, шуметь.
5. Нельзя рушить гнезда, и забирать детёнышей.
6. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята Белочка нам предлагает поиграть в игру.
Игра (Можно нельзя)
Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
Сажать деревья в лесу? (Можно)
Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
Ходить по тропинкам? (Можно)
Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
Любоваться цветами? (Можно)
Собирать грибы, ягоды? (Можно)
Шуметь в лесу? (Нельзя)
Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)
Воспитатель: На этом наша прогулка заканчивается ребята. Вы молодцы, сегодня хорошо справились со всеми заданиями, которые вам предложила Белочка. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и как нужно вести себя в лесу. Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, Белочка принесла вам корзинку с «лесными орешками», это подарок из леса от животных. Угощайтесь.