Надежда Трушина
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Задачи:
- расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья“» размещена в разделах
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Старшая группа
- Темочки
- расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
- ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.
- развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
- воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик, пластиковая бутылка с водой, картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.
Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Сегодня я получила письмо «От Незнайки». Давайте его прочтем.
Читает письмо.
«Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле.
И что же он нам прислал? Загадку
Загадка:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце).
Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям.
— Ребята, если мы с вами сравним лук с подоконника с луком, который лежал в темном месте в шкафу например, то увидим лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? ….
Потому, что один стоял на свету, а другой в темноте.
Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло.
Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Посмотрите на цветок, который у вас дома на подоконнике стоит, куда смотрят листики? Они тянутся к солнышку.
— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? ….нет,а что дает нам Солнышко?
Тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» ,нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, Как вы думаете, что такое солнечные ванны?
Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Ребята, давайте назовем правила.
Физ, минутка «Солнышко»
Вот как Солнышко встает
Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.
К ночи Солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.
Хорошо, хорошо Солнышко смеется,
А под Солнышком нам
Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.
- Ребята, посмотрите,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)
- Скажите, ребята, а что внутри шарика?. Воздух.
Зачем нам нужен воздух? …. Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.
А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать?
Когда мы можем увидеть воздух? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).
У нас на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.
А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.
А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.
Давайте все вместе произнесем в звук ш-ш-ш-ш.
Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.
Как воздух влияет на наше здоровье?
Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.
- А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин).
Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем).
Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Дидактическая игра: «Найди различия»
— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода!
На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
- Человек может ли жить без воды?
- Кому ещё нужна вода?
- Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?
- Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода?
У нас на столе стаканчик. В стаканчике есть вода. Возьмите стакан и загляните в него.
— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.
— Какого она цвета? Бесцветная.
— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
— Какая бывает вода?
Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон.
— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Когда она превращается в лед. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.
Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.
Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле. Солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»