Ирина Павлова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Интеграция образовательных областей:
"Познание" "Коммуникация" "Музыка" "Безопасность" "Социализация" "Здоровье" "Труд" "Художественное творчество"
Виды детской деятельности:
игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная.
Цель:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Закреплять знания детей о видах растений, типов лесов, о жизни животных.
- Уточнять представления детей о связях растительного и животного мира.
- Продолжать расширять представления детей о насекомых, грибах.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формировать экологически грамотное поведение в природной среде.
Планируемые результаты:
эмоционально реагируют на литературные и музыкальные произведения, красоту природы в лесу, знают характерные признаки данного времени года и соотносят с этим периодом, особенности жизни животных и растений, появляется стремление бережно относится к природе.
Материал и оборудование:
картина "Сказочная птица", "колокольчик", грамзапись (голоса птиц, макет муравейника, птичка - игрушка, гнездо, дерево (ёлочка,береза, полянка, цветы, грибы, ягоды, корзины 2 штуки, кроссворд, плакаты с надписью "Берегите лес", 2 - дорожки.
Организация на занятие :
Показываю детям картину "сказочная птица", провожу беседу о том, какую работу провел художник, чтобы нарисовать эту замечательную картину.
Ход занятия:
Обращаю внимание детей на картину "Сказочная птица", предлагаю ее внимательно рассмотреть.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, на эту замечательную картину. Ее нарисовал художник. Ему пришлось очень много потрудиться, чтобы получилось сказочная птица. Художник любит наблюдать за поведением птиц, любоваться их красотой и все свои наблюдения он отразил в своей картине.
А сегодня я вам предлагаю пойти в лес и насладиться природой. "Сказочная птица" будет нас сопровождать в пути. У нее есть вот такой волшебный колокольчик. И поэтому, чтобы не пришлось беспокоить птицу, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети:
- нельзя шуметь в лесу;
- нельзя срывать цветы;
- нельзя ломать деревья и кустарники;
- нужно в лесу быть очень внимательным;
- нельзя собирать незнакомые грибы, ягоды, иначе можно отправиться;
- нужно бережно относиться к насекомым, поэтому что это наши меньшие "братья". (Вспомнив правила, я предлагаю детям отправиться на экскурсию в лес).
Воспитатель:
Ребята, перед нами две тропинки, по которой из этих тропинок мы с вами пойдем?
Дети:
Та, что ближе к нам. (Идем по тропинке, на пути нам встречается муравейник).
Воспитатель: Ребята, посмотрите муравейник, давайте понаблюдаем, как трудятся муравьи. А кто из вас знает, какую пользу приносят муравьи.
Дети:
- они очень трудолюбивы;
- они украшают природу;
- по муравейнику можно ориентироваться, если вдруг человек заблудился в лесу.
Воспитатель:
Как можно определить в какую сторону идти, чтобы выйти из леса.
Дети: Муравейник находится с южной стороны дерева и там где находится муравейник значит в эту сторону нужно идти. (побеседовав с детьми, предлагаю обойти муравейник и идти дальше).
На пути встречается выпавший из гнезда птенец.
Спрашиваю у детей как мы должны поступить.
Воспитатель:
Можно ли птенца взять с собой?
Дети:
Нет, потому, что его дом в лесу, и ему будет плохо без мамы. Предлагаю оставить птенца, мама птенца сама заберет его в гнездо.
Воспитатель:
Вот, ребята, мы с вами и пришли в лес. (Звучит грамзапись - голоса птиц). Давайте насладимся красотой летнего леса и послушаем птиц.
Дети слушают птиц, а я предлагаю послушать стихотворение. Н. Некрасов "Идет - гудет зеленый шум".
(Прослушав стихотворение и пение птиц, спрашиваю у детей, кто узнал, какие птицы поют)
Дети:
Соловей, кукушка, дрозд.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какой красивый лес. нас окружают самые различные деревья,кустарники. Кто скажет какие бывают леса?
Дети :
Лиственный,хвойный,смешанный. (Спрашиваю у детей,почему называется так тот или иной лес?)
Воспитатель:
Лес-это большой многоэтажный дом. На каждом из этажей кто-то живет. Как вы думаете кто живет на первом этаже?
Дети:
На первом этаже живут насекомые,грибы,ягоды
Воспитатель :Ребята каких насекомых вы знаете?
Дети:
Майский жук,жук-бронзовка, водохлеб. жук-носорог,божья коровка,муравьи,бабочки;лимонница,капустница,крапивница,павлиний глаз,адмирал.
Воспитатель:
Как нужно относиться к насекомым?
Дети:
Бережно,они украшают нашу природу, насекомые наши"меньшие братья"
Воспитатель:
Обратите внимание на то, что вокруг нас много грибов, ягод, Какие грибы и ягоды можно собирать?
Дети:
съедобные.
Воспитатель:
Послушайте я вам загадаю загадки:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой
Круглый,гладкий и красивый
С ножкой тонкой и прямой
(подосиновик)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два три и вышел он
И стоит он на виду
Белый я тебя найду.
(боровик)
Воспитатель:
Ребята, съедобные грибы можно употреблять в пищу.
(Дети берут корзины и собирают съедобные грибы)
Посмотрите на поляне остались мухоморы. Как мы с ними поступим
Дети:
Их нужно оставить, ведь они необходимы животным, ими лечатся лоси.
Воспитатель:
Правильно, ребята. (Обращаю внимание на иллюстрации,на которых изображены растения). Кто из вас узнал эти растения?
Дети:
Это ландыш, подснежник, медуница.
Воспитатель:
Это все растения леса. А какую пользу они приносят людям, насекомым, животным?
Дети:
Это лекарственные растения.
Воспитатель: А почему медуницу так называют?
Дети:
Медуница от слова "мед", пчелы собирают с нее нектар.
Воспитатель:
Ребята, а какой документ придумали взрослые, чтобы все люди бережно относились к природе?
Дети:
Этот документ - Красная книга, в нее занесены растения, животные, птицы, насекомые, которые подлежат охране.
Идем с детьми дальше, на пути встречаются кустарники : шиповник, волчье лыко. Вспоминаем с детьми название кустарников и можно ли собирать плоды с этих кустарников. Обращаю внимание детей на березу. Одна веточка сломана. Спрашиваю у детей, как необходимо поступить?
Дети:
Нужно полечить березу, завязать ее веточку.
Воспитатель:
предлагаю детям возле березы встать в хоровод и исполнить хороводную песню "Во поле береза стояла"
Воспитатель:
Вот мы с вами побывали на втором и третьем этажах нашего леса. А кто же живет на 4 -ом этаже? (Влетает "воробей", (ребенок переодетый в костюм воробья).
Воробей:
Это кто здесь меня спрашивает?
Дети:
Это мы.
Воспитатель:
Мы интересуемся, кто живет на 4-ом этаже.
Воробей:
На 4-ом этаже живу я со своим друзьями (сорокой, вороной, кукушкой). Я сидел высоко на дереве и видел, что в лес пожаловали гости. А я вам приготовил интересный кроссворд. Вот посмотрите. (Показывает кроссворд).
- Не рыбак, а сети расставляет.
- Паук.
- Сколько ног у паука?
- Восемь.
(Дети отгадывают кроссворд).
Воробей:
А кто из вас знает народную примету о пауке?
Дети:
Паук усиленно плетет сети к сухой погоде.
Воробей:
Правильно. Посмотрите, что ещё вам принес. Это правила,как вести себя в лесу. (Предлагаю, почитать эти правила). Лес - наше богатство.
- Берегите лес!
- Охраняйте природу!
- Защитим лес от пожаров!
(Предлагаю детям закрепить эти правила).
(Воробей улетает).
Воспитатель:
Вот и заканчивается наша экскурсия по лесу. Многое вы узнали, повидали, вспомнили. Сказочной птице не пришлось воспользоваться своим волшебным колокольчиком, значит, вы вели себя в лесу правильно.
Предлагаю детям еще раз насладиться красотой летнего леса и возвращаться по другой тропинке, чтобы не беспокоить лесных жителей. (Снова включаем грамзапись - шум леса, пение птиц). Вернувшись из леса в детский сад, предлагаю свои впечатления отразить в рисунках.