Шелухина Людмила
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ № 1476
ДОУ № 3
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы».
Составила: Шелухина Людмила Александровна
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по экологии „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Цель: Закрепить знания детей о птицах.
Задачи: Формировать знания о зимующих птицах, почему так называются; чем они питаются; где живут; как люди помогают птицам в зимнее время. Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; обобщить знания детей о зимующих птицах;
Материал: письмо от птиц, карточки с птицами, макет домов и зимнего леса, игрушка белого голубя.
Ход занятия:
Воспитатель: Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайные и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, широкие степи и пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Природа-это наше богатство. Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны?
Дети: Да, согласны.
Стук в дверь. Появляется голубь у него к ноге привязано письмо.
Воспитатель: Как интересно от кого это письмо.
В письме загадки: Любопытна и быстра, Есть на грудке синева. В чужом домике гнездится, А зовут ее? (Синица)*** Морозов не боится, Живет среди людей. Зимующая птица - Бесстрашный (воробей)*** * Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат:"Карр! Карр! Карр!" (Ворона)*** Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает, По полям кочует, Коноплю ворует. (Воробей)**
Дети: Это письмо от птиц.
Воспитатель: В письме написано, что прилетел злой волшебник и перепутал всех птиц. Теперь никто не знает, к каким птицам они относится и где живет. Ребята, поможем навести порядок в лесу?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Посмотрите здесь картинки с зимующими птицами и перелётными.
Нам надо разложить их по группам. А чтобы правильно нам разложить их, мы сегодня вспомним, кто такие зимующие птицы и в конце занятия разложим картинки с птицами по группам.
Воспитатель: Ребята птицы делятся на две группы. На перелётных и зимующих. Ребята, кто из вас может ответить, почему птиц называют зимующие?
Дети: ответы детей (потому, что эти птицы не улетают) .
Воспитатель: Верно. Молодцы!
Воспитатель: В письме лежат загадки, а вам надо отгадать о какой птице идет речь.
Загадки:
В лесу слышу тук-тук-тук,
Издает там птица звук,
Клювом по коре стучит,
Сделать дырку норовит.
Эту птицу мне скажи,
Про нее все расскажи.
(Дятел)
- Кто это ребята?
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла) .
Воспитатель: слушайте следующую загадку:
Щуплая, хвостатая
Хитрая пернатая.
Гнёзда вьёт.
А не желает,
Яйца в ближних оставляет.
Для распева есть опушка!
А кукует там…
(Кукушка.)
Воспитатель:
С красной грудкой
Зимний гость.
У него есть крылья, хвост,
Есть и перышки, и клюв,
Как у птиц любых вокруг.
Летом лес весь обойдешь,
Но птицу эту не найдешь.
(Снегирь)
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Правильно. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками.
Воспитатель:
Маленькая пташка,
В буро-серенькой рубашке.
Дороги в теплый край не знает,
Холод зимний не пугает.
Чик-чирик, прыг да скок,
Зимой и летом здесь живет.
Дети: Воробей
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке - «Сорока» :
Прилетела к нам сорока Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
Воспитатель: Ребята, у меня на столе много картинок птиц. Давайте выберем зимующих птиц, и посадим их там, где нарисованы дома и зимний лес.
Воспитатель: А что объединяет этих птиц, как вы считаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Все эти птицы остаются зимовать в нашем городе. Потому что они не боятся холода и голода.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы зимой? Ведь жучков, червячков, паучков зимой нет.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они питаются ягодами рябины, калины, семенами ясеня, но птицам все равно голодно зимой.
Рассказ воспитателя:
Все зимующие в холодном климате птицы, питаются в природе растительным или животным кормом. То есть находят разнообразные ягоды на деревья (рябину, калину, китайку - плоды дикой яблони, некоторыми семенами деревьев, например, вынимают семена из шишек, личинками насекомых, которые прячутся в коре деревьев.
Зима - нелегкий период для пернатых, так как растения скрыты под снегом, а насекомые укрылись под корой деревьев, спрятались в расщелины. Поэтому человеку можно помогать птицам. Только надо хорошо знать, чем питаются птицы, чтобы не навредить.
Птицы, которым зимой помогает человек - это синички, воробьи, снегири, щеглы, сойки, поползни и др.
Хорошим кормом для многих является пшено, семена подсолнечника, арбуза, дыни. Только надо знать, что ни за что нельзя кормить жареными семенами подсолнечника, а только сырыми.
Синички не откажутся от сала и будут клевать подвешенный на ниточке кусочек.
Можно насыпать в кормушки, сделанные своими руками на балконе или дереве. Много корма лучше не оставлять, чтобы птички не приучались, что в одном и том же месте есть всегда питание, а поедали частично, при этом сами бы искали, что поклевать и не быть голодными.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
ФИЗМИНУТКА
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень,
Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Мы сегодня вспомнили, какие птицы называются зимующими, подошло время разложить наши карточки с птицами по группам.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
Теперь у птиц наступит порядок.
Воспитатель: А как можно помочь птицам пережить зимой голод, как люди помогают им в этом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы покормить птичек, надо сделать для них синичники. Я предлагаю вам вместе со мной заняться изготовлением синичника.
Дети с воспитателем изготавливают синичник.