Киколенко Галина Георгиевна
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зимний калейдоскоп»
Занятие в старшей группе : «Зимний калейдоскоп»
закрепить и расширить знания детей о зиме;
учить по схеме предложения составлять предложения из трех, четырех слов, делать звуковой анализ слов;
развивать познавательную активность, связную речь, воображение, мышление;
умение внимательно слушать текст и воплощаться в образ во время разыгрывания сюжета рассказа про зимние приключения зайчика;
способствовать эмоциональному развитию воспитанников;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Зимний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать интерес и умение создавать дружелюбную атмосферу среди сверстников.
Материал: презентация к занятию, снежинки с заданиями для звукового анализа слов, костюмы зверей, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение рассказов о зиме, заучивание стихов, рассмотрение иллюстраций, презентаций о зиме, самостоятельное составление рассказов о зиме, познакомить с согласными, гласными звуками, звуковой анализ слов.
Ход занятия в старшей группе детского сада
(звучит музыка)
Воспитатель: Встанем дружно все мы в круг,
Здесь добро сердец вокруг.
Всем сегодня следует сказать:
Следует усердно работать!
Воспитатель: Дети, работать мы будем дружно, весело, задорно, себе на радость, гостям на потеху.
(Ребенок читает стихотворение «Летят снежинки»)
Ребенок: Летят, летят снежинки на поле, лес и сад,
Веселый свой танец танцует снегопад,
На улице лютый холод, тепла давно нет,
Залез в норку зайчик и сладко спит
Метет хвостиком лисичка снежок возле сосны.
В берлоге мишка спит, видит сладкие сны.
Воспитатель: Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
(ответы детей)
Воспитатель: Какие изменения в природе произошли с приходом зимы?
Воспитатель: Да, дни стали короче, а ночи длиннее, замерзли реки и озера, земля покрылась снегом, дует холодный ветер, метет метелица.
(под музыку влетает вьюга кружится и разбрасывает снежинки)
Воспитатель: Дети, что это за снегопад кто нам его принес?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте соберем снежинки.
Воспитатель: А снежинки не простые, а с заданиями, внимательно рассмотрите и расскажите, что вы узнали из этих картинок о зиме?
Воспитатель: Так вы сказали по предложению, а теперь из этих предложений мы составим рассказ о зиме, а помогут нам подсказки на экране.
(воспитатель вместе с детьми составляет рассказ)
РАССКАЗ
Наступила зима. Дни стали короче, а ночи длиннее. Замерзли реки и озера, снегом покрылась земля. Холодно и голодно зимой птицам и зверькам. Веет холодный морозный ветер. А мы поможем нашим друзьям меньшим: развесим кормушки, разложим на опушке сено и свеклу, шишки и желуди. Пусть лакомятся зверята.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
Воспитатель: А каких сказочных героев вы любите больше всего?
Воспитатель: Дети, посмотрите: эти сказочные герои пришли к нам.
(инсценировка рассказа, детьми)
(в зал вылетает снегирь (ребенок)
Снегирь: Зима бывает холодной и злой, без еды и тепла.
(в зал вбегает зайчик (ребенок)
Зайчик: Зима бывает снежной с вьюгою и метелью, с морозами и ветрами.
(в зал заходит медведь (ребенок)
Медведь: Зима, это совсем не страшно, она для меня длится одну ночь, только заснул, а уже пора просыпаться.
(до зал заходить слон (ребенок)
Слон: Зима? А что это такое? Я вообще никогда не видел зимы, потому что у меня в Африке всегда тепло.
(в зал заходит северный олень (ребенок)
Олень: Зима бывает суровой, очень-очень холодной и снежной.
(в зал забегает девочка (кружит и приговаривает)
Девочка: Зима к нам пришла,
Радость детям принесла.
А мы со снежками поиграем,
Весело побросаем.
Игра в снежки (физкультминутка)
Воспитатель: Дети, а мы снежки быстро соберем и в корзину сложим. И снова видно, что снежки не простые и каждый принес какое-то задание.
(На экране появляется буква [С])
Воспитатель: Как называется этот звук и буква? Гласный или согласный? Какой фишкой обозначается на схеме?
Воспитатель: Придумайте слова со звуком [с]?
(Дети выполняют звуковой анализ слова «зима»)
Воспитатель: Какой первый звук слышится? Из скольких звуков состоит слово?
А сколько слогов?
Воспитатель: Выкладываем схематично фишками слово «зима» (дети выполняют задание)
Воспитатель: Следующее задание нам подсказывает волшебный экран. Что здесь изображено время года?
Воспитатель: А что это дети под картинкой появилось?
(на экране выведена схема предложения)
Воспитатель: Так, по этой схеме нам нужно составить предложения, давайте рассмотрим ее.
(дети составляют предложения из 3-х слов.)
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно следующее задание: рассмотрите и запомните картинки.
Воспитатель: А теперь проверим, какие картинки были изображены на экране?
(волчок, снег, снежинка, звезда)
Воспитатель: Ой дети, ну-ка прислушайтесь, что это за звук? (скрипит снег). То это же, наверное, кто-то к нам спешит.
Игра-драматизация «Как зайчик грелся от луны»
Холодно зимой зайчику. Выбежал он на опушку, а уже ночь наступила. Мороз трещит, снег против Луны блестит, холодный ветер из оврага дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
Зайчик: Месяц, милый погрей меня своими лучами, потому что долго еще солнышка ждать.
Жалко стало Луне Зайчика, он и говорит: Иди полем, полем, я тебе дорогу освещу, иди к большому стогу сена.
Зайчик направился к стогу сена, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: Спасибо, дорогой Месяц, теперь твои лучи теплые-теплые.
Воспитатель: Дети, как называется рассказ? (ответ детей)
Воспитатель: Что случилось с зайчиком в холодную зимнюю ночь? Что просил зайчик у месяца? А как вы думаете, согрел месяц зайчика своим лучом?
Воспитатель: Так кто же, по вашему мнению, согрел зайчика? Все же месяц помог зайчику, ведь он его направил погреться к стогу сена и не дал ему замерзнуть в морозную холодную ночь.
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? Да, о зиме, что она бывает разной: холодной, морозною, злой, голодной, а некоторые ее вообще не знают и никогда не видели. Но зима может быть и доброй, если все мы будем милосердны друг к другу и друзьям нашим «меньшим».