Наталия Долматова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный лес».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширить и углубить представление детей о лесе.
Способствовать формированию знаний о лесе и его обитателях.
Закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Учить образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение подбирать обобщающие слова.
Развивать и активизировать словарный запас по теме.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Удивительный лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу.
Воспитывать интерес к жизни леса.
Расширять умения видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Словарная работа:
обогащение словаря: смешанный лес, хвойные леса (тайга, берёзовые леса (рощи-это светлые леса, сосновый бор – одни сосны.
активизация словаря: лес, природа, животные.
Методические приё мы: загадывание загадок, чтение стихов, рассматривание картин, музыкальная запись П. И. Чайковского «Времена года».
Оборудование: картины с изображением леса в разные времена года, музыкальная запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Предварительная работа: прогулка в рощу, беседы о лесе, рассматривание картин, слайдов с изображением леса.
Интеграция образовательных областей.
художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку – малиной,
Васю –хворостинкой. (лес)
-Так о чём мы сегодня будем говорить? (правильно о лесе).
2.
-Ребята, вы любите гулять в лесу? (ответы детей).
-Что вам нравится в лесу? (ответы детей).
-Чем вам запомнилась прогулка в лес? (ответы детей).
-Скажите, а вы знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей).
-Правильно хвойные и лиственные.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (ответы детей).
-На ветках лиственных деревьев растут листья, а на ветках хвойных деревьев иголки. Осенью листья с лиственных деревьев опадают, а иголки с хвойных деревьев не опадают и хвойные деревья круглый год стоят зелёные.
Ребята отгадайте загадки.
Что это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают (липа).
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит (осина).
Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина).
Стоит Алёнка,
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан (Берёза).
3. Гимнастика для глаз. «Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)
-Ребята, вы хотите поиграть в игру?
4. Д/игра «Узнай по листу».
5.-Ребята, в лесу растут не только деревья, но и много кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери- волк, лиса, медведь, рысь, куница. Также животные, которые питаются растениями – это заяц, белка, лось, олень. Лесные птицы-это сорока, соловей, сова, синица, дятел, клёст. Насекомые –это муравьи, жуки, гусеницы, комары. Лес-это общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор.
-Леса ребята, бывают разные. Смешанные леса в них растут и лиственные и хвойные деревья. Хвойные леса в них растут, только хвойные деревья их ещё называют «тёмные леса-тайга». В берёзовых рощах растут, одни берёзы -это светлые леса. В сосновом бору растут только сосны, там приятно пахнет смолой.
Сосновые боры считаются лечебными.
В смешанном лесу под деревьями растут кустарники : бузина, лещина (орешник, лесная малина. Ещё ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы.
6.-Ребята, как вы думаете, какую роль играет лес в жизни человека и животных? (ответы детей).
-Правильно ребята.
Лес- защитник человека
Лес- родной дом растения и животным,
Лес-помощник земледельца,
Лес-украшение планеты,
Здоровье людей, радость и отдых.
Не случайно о лесе говорят:
Лес-богатство и краса
Береги свои леса!
Враг природы тот
Кто леса не бережёт!
-Как вы понимаете-эти слова? (ответы детей).
-Лес-это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Лес сохраняет реки от высыхания, даёт планете чистый воздух.
7. Физ. Минутка.
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
8. -Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу, что можно делать, а чего нельзя? (ответы детей).
-Правильно ребята, в лесу нельзя ломать ветки деревьев, кустарники, топтать грибы, даже ядовитые они являются лекарством для животных, нельзя разорят птичьи гнёзда.
-Можно ли разжигать костры в лесу? (ответы детей).
-Почему нельзя? (ответы детей).
-От небольшого неосторожного обращения с огнём может быть большая беда. Вот как описал её поэт В. Шефнер.
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол!
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Но есть ребята, люди, которые охраняют лес.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий,
Охраняет друг- лесничий. В. Степанов.
-Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца.
-лес-это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо любить и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой леса, пишут картины.
Итог занятия :
-Мы сейчас ребята, пойдём в «картинную галерею». Выставка картин в галереи называется: «Круглый год в лесу».
В картинной галереи, тихо звучит музыка. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции: лес весной, лес летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание детей на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, почувствовать красоту леса, назвать животных. В завершении осмотра воспитатель спрашивает у детей: «Понравилась им выставка картин».