Получи документы

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заяц-хваста»

Елена Берсенева
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главного героя, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки: зачин, окончание, наличие волшебства; осмысливать значение образных выражений. Упражнять в интонационной выразительности,

способствовать развитию разговорной речи, речевой плотности на занятии /работа со словом, работа над предложением с использованием подчинительных союзов/.Развивать образное восприятие и представление. Развивать умение создавать изображение по знакомой сказке. Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, длинные уши). Словарная работа: кокорина, маленько, куцехвостый, трепать

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой „Заяц-хваста“» размещена в разделах

Ход занятия. Воспитатель держит в руках корзинку: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила на улице одного нашего старого знакомого. Он спрятался в корзинку, и покажется вам, если вы правильно отгадаете загадку.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Педагог спрашивает у детей, что, по их мнению, означает слово –

кокорина. Выслушивает ответы и, показывая иллюстрацию, сообщает, что вообще-то,это коряга. Обычно – это старое, упавшее дерево.

Как вы думаете, ребята, кто в лесу может спрятаться за корягой? /заяц, затаится может лиса, волк/

А под корягой? /мышка, ёж/

Правильно. Да и медведь с осени завалится под кокорину, засыплет его снегом – вот ему и берлога готова.

Давайте маленько поиграем. А маленько – это много или мало? Правильно, чуть-чуть. Мы побегаем легонько и похлопаем маленько: раз, два, три. Мы попрыгаем

тихонько и потопаем маленько: раз, два, три.

Вот и славно. А сейчас я предлагаю вам пройти на занятие и настроится на рабочий лад: делу время, потехе час.

Обратите внимание на картину, которую я приготовила для вас. На ней – зайцы воруют у крестьянина сено. Крестьянином раньше называли мужика в деревне.

Вообще, зайцам зимой очень плохо живётся, вот и воруют они то сено, то солому, а то и овёс. Давайте составим зайцу словесный портрет: нарисуем его словами, которые увидеть нельзя. Заяц какой? /осторожный, пугливый, трусливый/. А сейчас нарисуем

портрет зайца словами, которые мы видим /белый, пушистый, косоглазый, длинноухий/. А ещё, ребята, у него куцый хвост, как будто обрубленный. Куцый хвост– вот и получилось слово – куцехвостый. Давайте возьмём нашу коробочку и поместим в неё три новых слова: кокорина, маленько, куцехвостый. Ну вот наша коробочка уже полная.

II часть. Работа с предложениями.

Ребята, мне кажется, что заяц – это птица. Не согласны со мной? Тогда поспорьте

и докажите, что это не так. Начните доказывать со слов: если бы…/Если бы заяц

был птицей, у него был бы клюв, перья, он бы летал…/

Правильно! А вот ворона птица, потому что у неё есть крылья. Ворона птица,

потому что у неё есть клюв и т. д.

Молодцы! Доказали, что я была неправа. Я знаю сказку, в которой живут и заяц и ворона. Кто помнит, как она называется? Правильно, ребята – «Заяц – хваста».

Мы уже читали её однажды, а сегодня встретимся с ней ещё раз, потому что нам предстоит в неё играть. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательны. Ну, вот нам осталось только выбрать зайца, которого мы возьмём с собой в сказку и можно отправлять в путь. / Воспитатель показывает 2 иллюстрации: на одной изображён заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в

сказке, рассуждают, объясняют свой выбор/. Итак, я начинаю читать, а вы садитесь

поудобнее. /Следует чтение сказки «Заяц – хваста»/.

Ребята, как, по-вашему, что такое хваста? (Это хвастун)

Кто был хвастуном? (Заяц)

Сейчас я покажу вам иллюстрацию, где изображен заяц во время своего

хвастовства. (Следует рассматривание иллюстраций с комментариями педагога)

Ребята, скажите, а ворона была молодой? (Нет, её звали тётка Ворона, она была

старше зайцев, поэтому её уважали). /Выставляется иллюстрация с

изображениями вороны и зайца/.

III часть. Играем в сказку.

Я предлагаю начать играть в эту сказку. Пройдите за столы, на которых вас ожидают наши схемы. Вначале мы нашу сказку составим, изобразим. Возьмите фигурки и начинайте выкладывать сказку, только делайте это вслух, чтобы я и гости слышали и понимали то, что вы делаете. / Дети выкладывают модель сказки: зачин, волшебный случай, окончание сказки/. Правильно! В сказке всегда есть волшебный случай. Расскажите мне, где он

присутствует в нашей сказке? /Ответы детей/.

Правильно, ребята. И заяц, и ворона наделены человеческими качествами и

выглядят, как люди.

А сейчас покажите мне окончание сказки. ( Указывают пальчиком: как

заканчивается сказка, почему так сказала ворона)

Докажите, что заяц был храбрец!

Правильно, помните пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай». Конечно, заяц поступил, как настоящий друг. Даже представить страшно, что – бы стало с вороной, не будь рядом зайца /Ответы/.

IV часть. Выразительность.

Продолжаем играть в нашу сказку. Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! И вот сейчас вы выйдите ко мне таким зайцем. Покажите, изобразите мне его /Выразительность движений/.

А теперь, расскажите, как он выглядел: грудь вперёд, голова поднята кверху, глаза смотрят на всех сверху вниз, руки в боки, и пошё л хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».

А сейчас изобразите и расскажите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. /Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий/.

Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить. Девочки станут сейчас воронами, подойдут к мальчикам – зайцам и попытаются изобразить. Как ворона маленько зайца потрепала.

Ребята, в нашей сказке слово трепать встретилось 2 раза. Кто помнит: когда собаки стали трепать ворону. Значит, потрепать можно маленько, а можно и очень сильно. А ещё говорят в народе – нервы треплешь? Это переносное значение слова.

Ребята, мы сегодня играли в замечательную сказку. Как она называлась?

Я приготовила для вас сюрприз

Публикации по теме:

«Образы деревьев в рисунках детей» «Образы деревьев в рисунках детей» С Р Е Д Н Я Я Г Р У П П А Месяц Тема занятия Программное содержание Материалы Сентябрь Яблоня с яблоками.

Перспективное планирование по рисованию (средняя группа) Тема: Большие и маленькие морковки. Цель: Учить изображать предметы овальной формы, располагая их на всем листе и передавая основной цвет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заяц-хваста»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 23:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заяц-хваста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Берсенева (УИ 102070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД