Бугулова Татьяна Федоровна
Конспект занятия в старшей группе «Научная лаборатория. Воздух»
Бугулова Татьяна Федоровна
Конспект занятия в старшей группе «Научная лаборатория. Воздух»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование
Развивающие:
- развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Научная лаборатория, Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать коммуникативные навыки
- упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапом занятий
- обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта)
- развивать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Воспитательные:
- создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
Интеграция образовательных областей:
- социализация (совместная деятельность)
- коммуникация (продуктивный диалог)
- здоровье
- познание
- музыка
Предварительная работа: наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных, человека.
Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушны шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.
Используемые методы и технологии:
- здоровьесберегающая технология
- игровая технология
- наблюдения
- опыты
- трудовые поручения, действия
Ход занятия
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Научная лаборатория". Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно- это помещение где проводят разные опыты и расследования, изучают предметы и их свойства.
В лаборатории на столах находятся оборудования, необходимые для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат и шапочку)
- А вы будете научными лаборатории, Все сотрудники должны соблюдать ряд правил:
-На столах ничего не трогать без разрешения руководителя
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим
- Содержимое сосудов не пробовать на вкус
- Бережно обращаться с оборудованием
- Поработал убери на место
- Помни- некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час, но не видим он для нас
Что это?
(воздух)
Ответы детей
- Правильно, воздух. Сегодня я вам предлагаю изучить свойства воздуха, сделать вывод: нужен ли воздух людям, животным? И если нужен, то какой
(Воспитатель предлагает пройти в лабораторию и занять свои рабочие места)
- Посмотрите- я принесла вот такие шарики, какого они цвета?
( ответы детей: красный, синий)
- А как называются эти шарики?
Дети: воздушные
- А вы знаете почему они так называются?
Дети: Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
Дети: Он там появился, когда шарик надували
- У вас тоже есть воздух, давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подумаем в трубочку, опущенную в стакан с водой и посмотрим, что произойдет с водой
Дети: Выходят пузырьки
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Дети: Пузырьки- это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдем к следующему опыту. Скажите, а можно ли увидеть воздух?
Дети: Нет
- Да, вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту, мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет и посмотрите что в нем
Дети: Пусто (ничего нет)
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож?
(ответы детей)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (Пакет опять стал пустым) Интересно почему?
(ответы детей)
- Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочки, а потом выпустили. Значит, воздух есть вокруг нас. Как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?
(ответы детей)
- Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веер. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
(ответы детей)
- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух? Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Физкультминутка :
Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, вправо-влево
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте (прыжки)
Переходим все на шаг (ходьба).
Вот закончилась игра, заниматься нам пора.
- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
(ответы детей)
- На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется? словарная работа)
Дети : Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети : Да
(Воспитатель свистит в свистульку)
- Благодаря свистульки мы смогли услышать воздух. Так же мы можем другим способом услышать воздух (воздух издаваемый из резиновый игрушки)
- Скажите, а у воздуха есть запах?
Дети: Нет
- Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
- Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
Дети: Это корка
-Значит запах передается воздуху и мы его чувствуем.
А теперь подведем итог:
Ребята, вам понравились опыты про воздух? А какой опыт понравился больше всего?
(ответы детей)
С помощью чего можно почувствовать воздух? Услышать? Увидеть?
Где мы сегодня с вами проводили опыты, как называется это помещение? (вспомнить правило поведения)
Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав в пакетик, услышать благодаря свистульке (свистку)
Молодцы!
А в заключении мы поиграем. Оказывается, в воздух можно играть. А помогут нам в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем- она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Звучит музыка, дети выдувают мыльные пузыри.