Хворостьева Татьяна Павловна
Конспект занятия в старшей группе «Портреты русских богатырей в былинах»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Закреплять умение правильно передавать в рисунке пропорции человеческого лица, черты характера, настроения героя. Совершенствовать технику рисования карандашами, восковыми мелками. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Развивать логическое мышление, творческое воображение, эстетические чувства.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Портреты русских богатырей в былинах“» размещена в разделах
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
• Чтение русских былин.
• Разучивание с детьми пословиц и поговорок о богатырях.
• Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря».
• Знакомство со схемой рисования пропорций лица и передачи настроения человека.
• Дидактическая игра «Дорисуй - чего не хватает на портрете», «Скажи иначе».
• Рисование портрета человека.
Материалы к занятию : Картина В. Васнецова «Три богатыря», карточки - схемы «Настроение», схемы «пропорции лица», мольберт, листы бумаги белого цвета, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки.
Словарная работа: «богатырь святорусский», «кольчуга», «шлем», «булатный меч», «булава», «копье», «щит», «богатыри», «витязь».
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят в зал, встают лицом к гостям.
Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» :
Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.
Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх, машут ею.
Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков.
Здравствуйте! Мальчики машут рукой.
Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх.
Здравствуй! Здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.
День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперед.
Здравствуй! Здравствуй! Хлопают в ладоши.
Хорошо под солнышком мы растем! Поднимают руки вверх, встают на
носочки, тянутся как можно выше.
Здоровей становимся с каждым днем! Сжимают пальцы в кулаки, прижимают
руки к плечам и разводят в стороны.
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечали в феврале?
(В феврале мы отмечаем праздник - День защитника отечества).
Кого же мы поздравляем в этот день? (тех, кто служил в армии и защищал нашу Родину.)
Кто сейчас защищает рубежи нашей Родины? Перечислите военные профессии. ( Воздушные войска: лётчики, десантники, ракетчики. Сухопутные: пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Морские: подводники, морской десант и т. д.)
Как вы думаете, в старину, когда ещё не было ни самолётов, ни ракет, ни подводных лодок и даже пушек и ружей ещё не придумали, кто же в те далёкие времена защищал наше отечество? (Русские богатыри.)
Воспитатель: Да, правильно – это были русские богатыри. О них складывались песни, былины.
Послушайте, как об этом говорится в былине : «Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильно могучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские. Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч-кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись они на заставе богатырской дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать».
Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Вспомните и назовите картину художника, на которой изображены названные в былине богатыри? Да, это картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
(на экране показывается картина В. М. Васнецова «Три богатыря»).
Развивающая (словесная)игра «Умные ответы».
Кто изображён на картине художника Васнецова?
Три богатыря.
Кто находится в центре картины?
Илья Муромец.
Что вы можете рассказать об Илье Муромце?
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Какие доспехи защищают Илью Муромца?
Кольчуга, шлем.
Чем он вооружен?
В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит.
Расскажите о коне.
Конь черный, могучий, сильный, как его хозяин.
Кто слева от Ильи Муромца?
Добрыня Никитич.
Что вы можете рассказать о нём?
Он статен, и высок, и в бою смел. Нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.
Какие доспехи защищают Добрыню Никитича?
Кольчуга и шлем.
Чем он вооружен?
В одной руке он держит щит, в другой – меч.
Расскажите о коне.
Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривает врагов.
Кто справа от Ильи Муромца?
Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
Что вы можете рассказать о нем?
Он самый молодой из этих богатырей, но он такой же смелый и отважный как и другие богатыри.
Какие доспехи защищают Алеша Поповича?
Кольчуга, шлем.
Чем он вооружен?
Луком и стрелами.
Что у него весит с боку?
Гусли.
Расскажите о коне.
Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как –будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней.
Что охраняют богатыри?
Землю русскую и её границы.
Кого называют главным другом богатырей?
Главный друг богатыря в бою – его конь.
Как одним словом можно назвать этих богатырей?
Витязи, богатыри, воины.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят:
• Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
• Богатырь умрет, имя его останется.
• Славна богатырями земля русская.
• Не родом богатырь славен, а подвигом.
• Богатыря узнаешь на поле брани.
• Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
• Моё богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить.
• Один в поле не воин.
Динамическая пауза: «Богатыри».
Богатырь – вот он какой, он силен, он здоров
(Дети изображают силача)
Он из лука стрелял,
(Дети показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал,
(Дети выполняют замах и бросок)
На границе стоял.
(Дети изображают богатыря на границе)
Зорко-зорко наблюдал
(Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри
(Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как Богатыри!
(Руки на пояс).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать художниками-портретистами и нарисовать портрет богатыря (собирательный образ русского богатыря) таким, каким они его себе представляете.
А что называют портретом? (Изображение человека). Постараться передать в портрете внешний вид : цвет глаз, форму носа, губы. Особое внимание нужно уделить отличительным особенностям: волосы, борода. Также необходимо нарисовать части одежды: кольчуга, шлем. Определите и попробуйте передать в рисунке настроение и характер богатыря : добрый или суровый, задумчивый.
Но вначале хочу поделиться с вами маленьким секретом – как правильно нарисовать лицо (предлагает для передачи пропорций лица и характера героя использовать схемы).
Давайте с помощью ладошек обследуем свою голову. (Дети ощупывают голову). Теперь своей ладошкой измерим лицо: прикладываем ладонь ко лбу.
Что под ней спряталось? (Волосы, лоб, брови). Другой ладошкой закрываем глаза и нос. И что у нас осталось?
Рот и подбородок. Свое лицо мы измеряем 3 ладошками. А еще ладошкой можно измерить нашу шею. Это мы прикладываем ладошку поперек, а вот плечи мы измеряем полной ладонью (вдоль).
Поэтому, когда вы будете делать набросок лица, овал делите на 3 одинаковой части.
Обратите внимание на доспехи богатыря : шлем-маковка, кольчуга.
Дети приступают к работе: сначала рисуют набросок простым карандашом, затем переходят к закрашиванию цветными карандашами (восковыми мелками). Воспитатель по мере необходимости оказывает помощь советом.
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5 (пальчики здороваются)
Русь идем мы защищать (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»)
Нам поможет щит и меч (ладонь и скрещенные указательные пальцы)
Родину навек сберечь (сцепить пальцы в один кулак).
По окончании работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают о характере персонажа.
Воспитатель предлагает детям поиграть в словесную игру «Скажи иначе».
Богатырь – герой, силач, витязь, великан, борец, здоровяк.
Отечество – Отчизна, Родина.
Защитник Отечества – солдат, воин, боец, богатырь.
Защищать Родину – охранять, беречь, любить.
Храбрый солдат – смелый, бесстрашный, доблестный, отважный.
Былина – быль, сказание, что было давным-давно, летопись.
Вооружение – доспехи, оружие, снаряжение.
Воспитатель: Наше занятие о русских богатырях подошло к концу. Давайте мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
• Защищать свою Родину, беречь её.
• Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
• Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
• Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитатель:
Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Я дарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской!