Наталья Филиппова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасного поведения в незнакомой обстановке.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материалы к занятию: карточки лото, с изображением домашних, диких животных и животных и птиц Арктики (тюлень, белый медведь, морж, кайра, гага, тупик); большие картинки с изображением леса, скотного двора, арктического пейзажа. Оборудование для опыта: емкости с водой на каждого ребенка, небольшие емкости с подсолнечным маслом, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Игра «Лото животных»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда – поможет определить игра «Лото животных».
Детям предлагаются карточки с изображением диких, домашних животных и карточка с изображением тюленя. Дети должны распределить животных в места их обитания (лес и скотный двор).
Игра идет гладко до появления карточки с тюленем. Дети в затруднении, тюлень не похож ни на одно знакомое животное.
- Куда мы поместим эту карточку? Кто это? (Это животное не может жить на скотном дворе, оно дикое, и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде).
Решение, как ответить помогает принять воспитатель.
- Это животное – тюлень. Он живет в водах Северного Ледовитого Океана. По-другому это место называется Арктика, или Северный Полюс. Именно поэтому тюлень такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой.
Рассмотрите арктический пейзаж (картинка выставляется на мольберт или показываются слайды). Арктика это ледяная пустыня, вся покрытая снегом и льдом. На Северном полюсе и в Арктике очень холодно, там вечная зима, и никогда не бывает тепло, как летом. Солнышко на Северном полюсе не садится и не встает каждый день - как это бывает в наших краях. Сначала на Северном полюсе наступает полярная ночь, которая очень длинная. Много месяцев подряд везде темно и не видно солнца. Животные, которые живут в Арктике, просыпаются, засыпают, завтракают, ужинают – а солнышка все нет и нет! Кругом темная ночь, а день все не наступает! На северном полюсе мы можем наблюдать удивительное явление, которое называется Северное сияние (картинка или слайд). Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, здесь тоже живут разные животные: песцы, моржи, белые медведи, тюлени.
- Самый главный враг тюленя – белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплывает к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже часто становятся добычей белого медведя.
Можно предложить детям самостоятельно изобрести способ ловли тюленей. Для этого в большой таз с водой помещают фанеру или пенопласт (это льдина). На середине «льдины» лежит тюлень, вылепленный из пластилина. Живот у него лучше покрыть кусочком бумаги того же цвета, чтобы «тюлень» мог скользить по «льдине».
Белые медведи очень любопытны и могут выходить к жилью человека. Ни в коем случае нельзя кормить белых медведей, они могут привыкнуть к этому и тогда они уже воспринимают человека как источник питания. Надо всегда помнить о правильном поведении по отношении к медведям. Практически никакое событие не может привести его в агрессивное состояние, за исключением только того случая, когда человек сам на него охотится. Тогда медведь увидит в человеке потенциального врага.
- А чем же питаются моржи и тюлени, как вы думаете? (Рыбой, которой много в тех местах).
- А кто еще любит рыбу? (Птицы). Там где много рыбы, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?
У северных птиц очень интересные названия: кайра, гага, тупик (картинки или слайды)
Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель и дети – водящие, просят ребят принять образы животных – диких, домашних, животных Севера, животных Юга и пр.
- Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проведем опыт.
Опыт:
Дети садятся за столы. Перед ними тарелочки с водой, баночки с подсолнечным маслом и кисточки.
- В тарелочку с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы мы проводили опыт на улице в сильный мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и с помощью кисточки слегка смажьте их маслом (оно заменяет нам жир). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз она не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить, почему медведь не покрывается льдом.
- А кто ещё из животных использует эту хитрость. (Водоплавающие птицы).
- Подумайте, где человек использует явление несмачивания?
Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.
У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
Подведение итогов занятия:
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- С кем познакомились?
- Как животные приспособились к условиям Северного полюса?
- Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растет.)
- Как должны оберегаться люди, когда очень холодно? (Одеваться тепло, смазывать кожу лица кремом, не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками, не есть снег и пр.)
Прощаемся с жителями Северного полюса: животными и птицами.