Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие на Северный полюс»

Наталья Филиппова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасного поведения в незнакомой обстановке.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах

Материалы к занятию: карточки лото, с изображением домашних, диких животных и животных и птиц Арктики (тюлень, белый медведь, морж, кайра, гага, тупик); большие картинки с изображением леса, скотного двора, арктического пейзажа. Оборудование для опыта: емкости с водой на каждого ребенка, небольшие емкости с подсолнечным маслом, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Игра «Лото животных»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда – поможет определить игра «Лото животных».

Детям предлагаются карточки с изображением диких, домашних животных и карточка с изображением тюленя. Дети должны распределить животных в места их обитания (лес и скотный двор).

Игра идет гладко до появления карточки с тюленем. Дети в затруднении, тюлень не похож ни на одно знакомое животное.

- Куда мы поместим эту карточку? Кто это? (Это животное не может жить на скотном дворе, оно дикое, и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде).

Решение, как ответить помогает принять воспитатель.

- Это животное – тюлень. Он живет в водах Северного Ледовитого Океана. По-другому это место называется Арктика, или Северный Полюс. Именно поэтому тюлень такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой.

Рассмотрите арктический пейзаж (картинка выставляется на мольберт или показываются слайды). Арктика это ледяная пустыня, вся покрытая снегом и льдом. На Северном полюсе и в Арктике очень холодно, там вечная зима, и никогда не бывает тепло, как летом. Солнышко на Северном полюсе не садится и не встает каждый день - как это бывает в наших краях. Сначала на Северном полюсе наступает полярная ночь, которая очень длинная. Много месяцев подряд везде темно и не видно солнца. Животные, которые живут в Арктике, просыпаются, засыпают, завтракают, ужинают – а солнышка все нет и нет! Кругом темная ночь, а день все не наступает! На северном полюсе мы можем наблюдать удивительное явление, которое называется Северное сияние (картинка или слайд). Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, здесь тоже живут разные животные: песцы, моржи, белые медведи, тюлени.

- Самый главный враг тюленя – белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплывает к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже часто становятся добычей белого медведя.

Можно предложить детям самостоятельно изобрести способ ловли тюленей. Для этого в большой таз с водой помещают фанеру или пенопласт (это льдина). На середине «льдины» лежит тюлень, вылепленный из пластилина. Живот у него лучше покрыть кусочком бумаги того же цвета, чтобы «тюлень» мог скользить по «льдине».

Белые медведи очень любопытны и могут выходить к жилью человека. Ни в коем случае нельзя кормить белых медведей, они могут привыкнуть к этому и тогда они уже воспринимают человека как источник питания. Надо всегда помнить о правильном поведении по отношении к медведям. Практически никакое событие не может привести его в агрессивное состояние, за исключением только того случая, когда человек сам на него охотится. Тогда медведь увидит в человеке потенциального врага.

- А чем же питаются моржи и тюлени, как вы думаете? (Рыбой, которой много в тех местах).

- А кто еще любит рыбу? (Птицы). Там где много рыбы, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?

У северных птиц очень интересные названия: кайра, гага, тупик (картинки или слайды)

Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»

Воспитатель и дети – водящие, просят ребят принять образы животных – диких, домашних, животных Севера, животных Юга и пр.

- Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проведем опыт.

Опыт:

Дети садятся за столы. Перед ними тарелочки с водой, баночки с подсолнечным маслом и кисточки.

- В тарелочку с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы мы проводили опыт на улице в сильный мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и с помощью кисточки слегка смажьте их маслом (оно заменяет нам жир). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз она не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить, почему медведь не покрывается льдом.

- А кто ещё из животных использует эту хитрость. (Водоплавающие птицы).

- Подумайте, где человек использует явление несмачивания?

Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Подведение итогов занятия:

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- С кем познакомились?

- Как животные приспособились к условиям Северного полюса?

- Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растет.)

- Как должны оберегаться люди, когда очень холодно? (Одеваться тепло, смазывать кожу лица кремом, не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками, не есть снег и пр.)

Прощаемся с жителями Северного полюса: животными и птицами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе (образовательная.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Из детского сада  в школу!» Конспект организованной образовательной деятельности «Из детского сада - в школу!» для детей старшей разновозрастной группе. Составила и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие на Северный полюс»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 15:13
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие на Северный полюс»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД