Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек — семьей» к Дню семейных корней
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительная деятельность» в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек – семьей» к Дню семейных корней
Задачи: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, углублять знания детей о своей родословной. Развивать внимав пе, память, мышление, речь. Развивать умения самостоятельно рассказывать о своей семье, доме, с помощью взрослого объяснять значимость семьи в жизни человека. воспитывать доброжелательное отношение к близким людям.
Темочки:
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- День семей, 15 мая
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Материал: мяч, микрофон, моделью «Генеалогическое дерево»,
иллюстрация на тему «Семья», карточки к упражнению «Разложи по порядку», предметные картинки к упражнению «Разложи по порядку»,
листы А-4, фломастеры,
трафареты, простые карандаши.
Начало занятия:
1. Ритуал приветствия с микрофоном «Я вам представлюсь»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность, упражнять детей в назывании своей фамилии, имени и отчества.
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает детям представиться и начинает представление: называет свою фамилию, имя, отчество. Затем передает микрофон ребенку по кругу. Ребенок, получивший микрофон, называет свою фамилию, имя, отчество.
Ход занятия:
1. Объясни пословицу «Дерево держится корнями, а человек – семьей»
Цель: формировать умение детей понимать смысл пословицы, создавать самостоятельные по замыслу высказывания.
Воспитатель предлагает ребятам подумать над смыслом пословицы «Дерево держится корнями, а человек – семьей». Дети высказывают свои суждения. Воспитатель подводит итог рассуждениям детей.
Воспитатель: Деревья держаться своими корнями за землю, на которой растет. С помощью корней оно получает питательные вещества из земли. Корни поддерживают дерево, дают ему силы, рост. С помощью питательных веществ, поступающих из корней, на деревьях появляется новая жизнь – молодые листочки. Так и человек держится за свою семью, за своих родителей. Семья дает человеку силы. Каждый человек имеет право на семью. У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. Каждый человек имеет право на имя, которое ему дают при рождении. Фамилия достается ему от родителей, а отчество достается от отца. Например: отца зовут Николай, отчество у его детей будет Николаевич или Николаевна.
2. Поисковый вопрос «Кто такие родственники?»
Цель: закрепить обобщающие понятия «родственники», «родословная».
Воспитатель: Послушайте внимательно слова: родители, род, Родина, родословная родственники. Чем они похожи? (ответы детей) У них общее слово «род».
Воспитатель: Кто такие родственники?
Воспитатель выслушивает высказывания детей, обобщает их ответы.
Воспитатель: У каждого человека есть своя родословная. У вас есть мамы и папы, у папы и мамы есть тоже папа и мама.
3. Работа с моделью «Генеалогическое дерево»
Цель: закрепить понятие «генеалогическое дерево».
Воспитатель демонстрирует схему генеалогического дерева.
4. Поисковый вопрос «Что такое семья?»
Цель: закрепить обобщающее понятие «семья».
Воспитатель: Каждый из вас живет в семье. Что такое семья? Как вы думаете? (высказывания детей.)
Воспитатель читает стихотворение «Что такое семья»:
Семья — это мама, и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед,
В семье еще братья и сестры бывают.
Семья — там все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
Воспитатель: В семье все заботятся друг о друге и любят друг друга.
5. Составление детьми коротких рассказов на тему «Моя семья»
Цель: развивать умения детей самостоятельно рассказывать о своей семье.
На доске иллюстрация на тему «Семья».
Воспитатель: Ребята, поговорим о том, с кем вы живете. Каждый из вас по очереди расскажет о своей семье, о людях, близких ему.
Рассказы детей.
6. Командное упражнение «Разложи по порядку»
Цель: систематизировать знания детей о последовательности возрастного развития человека.
Воспитатель: В семье живут люди разного возраста. Предлагаю вам разделиться на две команды и разложить картинки с изображением людей разного возраста по порядку от самого младшего до самого старшего.
Команда девочек получает картинки с изображением людей женского пола (младенец, дошкольница, школьница, девушка, молодая женщина, пожилая женщина).
Команда мальчиков получает картинки с изображением людей мужского пола.
После выполнения задания команды осуществляют взаимоконтроль и проговаривают возрастную последовательность:
младенец – девочка -девушка — женщина - бабушка;
младенец — мальчик — юноша —мужчина — дедушка.
7. Игра с мячом «Кто для кого?»
Цель: закрепить представление о родственных отношениях в семье.
Воспитатель бросает мяч по порядку детям и задает вопрос:
- Кто для папы и мамы мальчик? (сын)
- Кто для папы и мамы девочка? (дочка)
- Кто для дедушки и бабушки мальчик? (внук)
- Кто для дедушки и бабушки девочка? (внучка)
- Кто для дедушки и бабушки папа? (сын)
- Кто для дедушки и бабушки мама? (дочь)
- Кто мальчик для девочки в семье? (брат)
- Кто девочка для мальчика в семье? (сестра)
- Кто для девочки и мальчика папа и мама? (родители)
- Я твоя тетя, а ты мой. (племянник).
- Я - твоя мама, а ты - моя. (дочь).
- Я - твоя бабушка, а ты - мой. (внук).
- Я - твой брат, а ты - моя. (сестра)
- Я- дядя, а ты - мой. (племянник).
- Я - сын, а ты - моя. (мама.).
- Я - внук, а ты – мой… (дедушка).
8. Чтение стихотворения «Веселая работа»
Цель: формировать умения совершать приятные поступки, воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение к членам семьи.
Воспитатель: В семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу.
1 ребенок: Папа для мамы сажает цветок,
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит одежду для Кати,
Катя стирает панамки для братьев.
2 ребенок: Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме — работа идет.
А почему? Это дело понятное –
Весело делать друг другу приятное.
9. Физкультминутка «Дружно маме помогаем»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель: давайте покажем, как мы маме помогаем.
Дети становятся врассыпную и выполняют подражательные двидения по тексту:
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом, и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
10. Словесная игра «Я знаю»
Цель: упражнять в назывании различных групп предметов, закрепить обобщающие слова.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Я знаю». Каждый будет называть различные группы предметов по 5, а остальные будут считать и хлопать
Воспитатель предлагает детям назвать:
5 называний блюд, которые готовят в вашей семье,
5 электроприборов, которые есть в вашей семье,
5 предметов мебели, которые есть в вашей квартире,
5 предметов посуды, которые есть на вашей кухне,
5 инструментов, которые есть в вашей семье,
5 предметов одежды, которые носит мама (папа,
5 предметов обуви, которые носит брат (сестра, дедушка,
5 вежливых слов, которые говорят в вашей семье.
11. Словесное упражнение «Скажи правильно»
Цель: формировать умения с помощью взрослого понимать особенности притяжательных прилагательных.
Воспитатель предлагает детям взять картинки с изображением какого-либо предмета (пальто, зонта, перчаток, шапки, отвертки, кольца, спиц, журнала) и ответить на вопрос, какому члену семьи может принадлежать этот предмет, по образцу воспитателя («У меня мамины перчатки»):
Я любуюсь…
Я говорю о…
У меня бабушкин зонт. А у тебя?.
У меня папино пальто. Ау тебя? И т. д.
У меня нет маминых перчаток, а у тебя?
12. Логические задачи
Цель: формировать умение рассуждать, развивать логическое мышление, умение решать логические задачи.
Воспитатель выставляет картинки к логическим задачам и предлагает решить следующие логические задачи:
- В семье три брата: Саша, Миша и Петя. Саша выше Миши, а Миша выше Пети. Кто из мальчиков выше всех ростом? (Саша)
- В семье три сестры: Таня, Света, Люда. Таня младше Светы, а Света младше Люды. Кто из девочек самый старший? (Люда) Кто из девочек самый младший? (Таня)
- Сын, отец, дед и внук
Шли однажды через луг.
А всего их было трое.
Что за чудо здесь такое?
13. Словесная игра с мячом «Закончи предложение»
Цель: закрепить навыки использования в речи сложноподчиненных предложений.
Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Папа огорчился, потому что.
Дедушка рассердился, потому что.
Бабушка удивилась, потому что.
Мама очень обрадовалась, когда.
Мой брат заболел, потому что.
Выходной день проходит весело, потому что.
Когда у моей мамы день рождения, то я
Я радую своих родителей тем, что.
14. Продуктивная деятельность детей – рисование «Портрет моей семьи»
Цель: закрепить навык располагать изображение на листе бумаги, рисовать портрет семьи, передавая величину ребёнка и взрослого; упражнять в рисовании контура простым карандашом; развивать мелкую моторику рук, графические навыки.
Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет своей семьи.
Дети рисуют, представляют свои работы.
Окончание занятия:
Вопросы к детям:
- О чем сегодня беседовали?
- Что такое семья?
- Что такое родословная?
- Почему самое главное для человека семья?
В конце занятия дети совместно с воспитателем оформляют выставку портретов семьи для родителей.