Ольга Ткаченко
Конспект занятия в старшей группе «День защитника Отечества. Смекалка бойцу в бою помогает»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
НА ТЕМУ: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.
ВИКТОРИНА «СМЕКАЛКА БОЙЦУ В БОЮ ПОМОГАЕТ»
Интеграция образовательных областей :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „День защитника Отечества, Смекалка бойцу в бою помогает“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Основные задачи.
Образовательные задачи:
- расширить представления детей о российской армии, о вооружённых силах, родах войск;
- дополнить знания о людях, которые служат в различных войсках;
- закрепить представления о профессиях военных, о военной технике, о почетной обязанности защищать Родину;
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Наши защитники»;
- развивать умение образовывать множественное число существительных и прилагательных;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную культуру речи;
- развивать социальный, эмоциональный интеллект и слуховое внимание;
- развивать коммуникативные навыки, познавательные процессы (мыслительные операции произвольности и концентрации);
- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок и работе с пословицами по теме;
- развивать усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- продолжать развивать познавательную мотивацию.
Воспитательные задачи:
- формировать нравственно – патриотические чувства;
- воспитывать уважение к людям военных профессий желание быть похожими на них;
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувства ответственности;
- воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Методы и приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, физминутка, закрепление, поощрение, итог.
Словарная работа:
обогащение – Отечество, Отчизна, отчий дом, виды войск, сухопутные силы, морские силы, воздушные силы, рода войск, воздушный бой, русский полководец Александр Васильевич Суворов, «оттачивай слух и взор», «Русский солдат смёткой богат»;
активизация – армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист, пограничник, десантник, летчик, матрос; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный, государственный, осторожный, граница, оборона, зенитки, торпеды, бескозырка, тельняшка, бушлат, брюки – клёш, гимнастёрка, шинель, шапка – ушанка, смел, хитер,
Материалы и оборудование:
• Диск с записью военных маршей.
• Картинки с изображением родов войск.
• Карточки с текстами загадок, пословиц по теме.
• Красные пятиконечные звезды (по количеству детей).
• Магнитная доска с картинками по теме «Наши Защитники» (военная техника, военнослужащие).
• Магнитофон.
• Мольберт.
• Мяч.
• Набор картинок по теме «На страже отечества».
• Плакат «День защитника Отечества»;
• Подборка книг по теме «Наши Защитники».
• Раскраски по темам: «Военная техника», «Рода войск» (по 3 штуки).
• Текст рассказа «Главное войско» Льва Кассиля.
• Форменные головные уборы.
• Фотогазета «Мой папа – солдат».
Предварительная работа:
- беседы:
«Беседа о мужестве и храбрости»,
«Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны»,
«День Защитника Отечества»,
«Мой внешний вид»,
«Наша армия»,
«Профессия – военный»,
«Рода войск»,
«Родственники, служащие в Армии».
- аппликация «Подарок для папы»,
- конструирование «Военная техника»;
- оформление тематической выставки книг;
- раскрашивание раскрасок «Наши защитники»;
- рассматривание альбомов о Российской армии;
- рассматривание иллюстраций, фотографий по теме «Наши защитники»;
- рисование по теме «Наши защитники».
- чтение художественной литературы:
Алексеев С. П. «Рассказы из истории Великой Отечественной войны» :
«Рассказы о великой Московской битве»
«Рассказы о великом сражении на берегах Волги»
«Рассказы о Берлинском сражении; штурме Берлина и полной нашей победе»,
«Первый ночной таран».
Барто А. «На заставе».
Баруздин С. «Шёл по улице солдат».
Воробьёв Е. «Обрывок провода».
Георгиевская С. М. «Галина мама».
Герман Ю. П. «Вот как это было».
Драгунский В. Ю. «Арбузный переулок» (в кн. "Денискины рассказы").
Жариков А. М. «Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов».
Житков Б «Твои защитники».
Кассиль Л. «Главное войско».
Кассиль Л. «Рассказ об отсутствующем», «Есть такие люди», «Обыкновенные ребята».
Могилевская С. А. «Сказка о громком барабане».
Осеева В. А. Андрейка», «Три сына».
Паустовский К. Г. «Стальное колечко».
Ходза Н. «Надо спасать детей! Детей увозят в тыл». (в кн. "Дорога жизни".)
Шишов А. «Лесная девочка».
Яковлев Ю. «Как Сережа на войну ходил».
Непосредственная образовательная деятельность.
(Дети стоят полукругом). (Воспитатель включает негромкую музыку «Военный марш». Воспитатель прикрепляет на стену плакат «Поздравляем с 23 Февраля», дети оказывают посильную помощь. Воспитатель привлекает внимание детей).
1. Беседа «День защитника Отечества»
- Как вы думаете, зачем в нашей группе появился этот плакат?
(Скоро праздник защитника Отечества, скоро праздник пап и дедушек).
- Кто такие защитники Отечества?
(Это люди, которые защищают нас, служат в армии, охраняют нашу страну).
- А зачем нужны защитники Отечества, ведь сейчас нет войны?
(Они нужны, чтобы охранять мир, чтобы не было войны).
- У каждого народа, в каждой стране есть армия. Армия всегда должна быть готовой к тому, чтобы отразить нападение врагов. «Не будет обороны – заклюют и вороны».
- А среди ваших знакомых или родственников есть защитники Отечества?
(Это мой папа, брат, дедушка, моя мама служит в воинской части).
- А вы хотите быть похожими на них?
(Да).
- Какие они – защитники Отечества?
(Они сильные, смелые).
Дети читают стихотворение:
День такой у нас один –
Праздник мальчиков, мужчин.
Отмечает вся страна –
Двадцать третье февраля.
Этот день все знать должны –
День защитников страны!
(В группу входят два папы детей (Саши К. Егора В.).
- К нам пришли гости. Поздоровайтесь.
Папы: Здравствуйте, дети! Мы пришли не просто так в гости, а проверить вашу смекалку, знания да умения. Ведь не зря говорят: «Смекалка бойца от пули спасает, смекалка бойцу в бою помогает».
- Хорошо, давайте проведем соревнование – викторину!
- А папы Саши и Егора будут у нас в жюри. Разделитесь на две команды, выберите название.
(Дети делятся на две подгруппы, выбирают коллегиально название команд).
- Начинаем викторину! А назовём её так - «Смекалка бойцу в бою помогает».
2. Как мы называем нашу страну.
- Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем?
(Россия).
- А как люди называют страну, в которой они родились?
(Родная страна, Родина, моя Родина).
- Верно, говорят Родина – мать. Но также родину называют словами «Отчизна», «Отечество». То есть, где был дом предков, дом отца, отчий дом. Поэтому россияне нашу с вами родную страну называют Россия - это наше Отечество.
- Чтобы враг не смог обидеть жителей нашей страны, у нас в Российской Федерации есть армия, как и в других странах. В армии Российской Федерации служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Дети, вы правильно сказали, что скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.
- В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
3. Знакомство с видами войск.
- В нашей армии Российской Федерации есть три вида войск:
1) сухопутные силы;
2) морские силы;
3) воздушные силы.
(Воспитатель рассказ сопровождает показом иллюстраций)
Морские силы.
- Границы нашей страны проходят не только по суше, но и рекам, морям, океанам. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, а по военному матросы.
- Скажите, как называют командира матросов?
(Капитан).
- Капитаны - это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, торпедами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
А теперь поговорим о моряках. Что защищают моряки?
Дети читают стихотворение.
Сквозь волны грозные плывёт
Идёт в наряд секретный
Родной страны военный флот,
Стремительный, ракетный.
Выходит в синие моря
Надёжная застава.
И говорит народ не зря:
«Морскому флоту – слава!»
Он охраняет от войны
Мир берегов родной страны.
- А какая форма у моряков? (бескозырка, тельняшка, бушлат, брюки – клёш) – А какого цвета морская форма?
(форма чёрного цвета).
Воздушные силы.
- Как вы думаете, кто служит в военно – воздушных войсках?
(Лётчики)
- Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты, знать новейшую сложную технику, вести воздушный бой с воздушным противником.
Сухопутные силы.
- Как вы думаете, где служат сухопутные войска?
(На суше, на земле, в горах, пустынях, степях, лесах).
- В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
- Давайте, перечислим с вами обмундирование пехотинца. Как называется одежда и обувь пехотинца?
(Сапоги, ботинки, гимнастёрка, шинель, куртка, брюки, фуражка, шапка – ушанка)
- У пехотинцев есть специальная камуфляжная форма. Что это означает?
(Она разноцветная, пятнистая, помогает маскироваться, скрываться и быть незаметным в зарослях, между камней, деревьев).
4. Чтение произведения «Главное войско» Льва Кассиля.
Не гром ударил – «Ура!» загремело. Не молния блеснула – штыки засверкали.
Пошла в бой наша пехота. Главное войско, без него победы нет.
Самолёт бросит бомбу – улетит. Танк дорогу проложит и уйдёт.
А пехота всем завладеет, каждый дом отобьёт, из-под куста врага выгонит,
под землёй его достанет.
Велика сила у солдата, а храбрости у него ещё больше. Один на один против
танка выходит с гранатой.
Оружие бережёт, лопату уважает.
В бою смерти не боится.
В походе отдыха не просит.
Солнце жарит, пыль, идёт пехота. Мороз трещит, снег, идёт пехота.
День светлый, ночь тёмная, идёт пехота.
Вот что говорили про нашу пехоту во время войны. С тех пор она стала
ещё сильнее во много раз. И оружие у неё теперь новое. И в поход она уже
не пешком идёт, а на быстрых машинах мчится. Солдаты в них надёжной
бронёй укрыты, пуля не пробьёт.
- Так почему же пехота названа главным войском?
- Хорошо спалось тебе ночью?
А пограничники всю ночь стояли на страже, чтоб никто тайком не проник на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо. А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полётам молодых лётчиков.
Наши корабли подняли на рассвете флаги, и пошли по морям, по волнам.
Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе.
Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих машин.
И уже вышли на учение в поле солдаты пехотинцы.
А кто из них нужнее?
Ракетчик или танкист?
Танкист или лётчик?
Лётчик или моряк?
Моряк или пехотинец?
На эти вопросы ответить не возможно. Какой палец нужнее? Все нужны.
Одним пальцем не ударишь, нужно все пальцы сжать в кулак.
И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по врагу ракетчики,
танкисты, лётчики, моряки, пехотинцы.
Есть специальные воинские части, которые помогают людям в случаях
стихийных бедствий.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
(Они учатся управлять техникой, оружием).
- Как вы думаете, а что делают защитники Отечества в мирное время?
(Чистят оружие, учатся).
- Спортом занимаются молодые бойцы, изучают военные науки, технику. Тренировки всегда трудные. «Но тяжело в учении – легко в бою». Так говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов – автор науки побеждать.
- Ребята, солдаты в армии в мирное время тренируются.
-Для чего солдаты тренируются?
(Солдаты должны быть сильными, смелыми).
- Верно. Быть солдатом смелым, ловким
Помогает тренировка!
- Конечно же, солдаты должны быть крепкими, здоровыми, мужественными. Есть такие пословицы: «Где скоком, где лётом, где бочком, а где и ползком»,
«На что нам ружьё, коли стрелять не умеем», «Оттачивай слух и взор - тот побеждает, кто смел и хитер».
- Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. А ещё в народе говорят: «Если сметлив боец - врагу конец», «Солдат и в мирное время на войне». А вы умеете маршировать, как солдаты?
5. Физкультминутка (дети ритмично маршируют)
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
- В армии молодые бойцы получают знания о военной технике, тренируют не только тело, но и развивают ум, смекалку : «На войне нужна закалка да смекалка».
- Любит наш народ своих защитников. Подмечает в своих пословицах выучку солдатскую. Не зря говорится:
«У сметливого солдата и рукавица – граната»,
«Нужен не только ученый, но и смышленый».
- Сейчас проверим: смышленые ли вы ребята? Развиваете ли вы свою смекалочку – выручалочку?
6. - Ну – ка, отгадайте загадки!
1. Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре.
Охраняет он страну
От беды и горя.
Друг – собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече
Это - … (пограничник).
- Молодцы! «Смекнёшь да схитришь – врагов победишь».
- А вот ещё загадка.
2. Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляет кораблём,
А бинокль всегда при нём. (Капитан)
- Молодец! Внимательный какой!
- «Оттачивай смётку свою - она пригодится в бою».
3. В небесах стальная птица –
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик
Ведёт её военный … (лётчик).
- Умницы, молодцы! «Кто смышлён да хитёр – противнику нос утёр».
4. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом)
- Ух, как быстро отгадали! «Умному свистни, а он уже мыслит».
5. Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат,. (пехота)
- Молодцы, какие вы внимательные! Хорошие из вас будут солдаты. Ведь как в народе говорят: «Русский солдат смёткой богат».
- Сейчас проверим, какая у вас память и реакция.
7. Игра «Один – много».
- Названное слово надо изменить, чтобы означали слова: один – несколько много, то есть: он – они – много их. Например, капитан – капитаны- много капитанов.
Танкист, лётчик, матрос, солдат, воин, герой, ракета, автомат, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.
8. Упражнение «Разведчики» («Скажи много»).
- А теперь проверим, какие вы ловкие да смышленые.
- Кому попадет мяч, тот должен сказать - много.
То есть: он – они. Например, смелый летчик – смелые летчики.
Железная каска – железные каски.
Быстрая ракета – быстрые ракеты.
Военный корабль – военные корабли.
Взлетная полоса – взлётная полоса.
Пограничная полоса – пограничные полосы.
Опасный путь – опасные пути.
Государственная граница – государственные границы.
- Надо вас проверить, сможете ли вы стоять долго на посту.
9. Координация речи с движением “Солдатик”.
На одной ноге постой-ка (стоят на правой ноге)
Будто ты солдатик стойкий (стоят на правой ноге)
Ногу левую к груди (стоят на правой ноге)
Да смотри - не упади (стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой (стоят на левой ноге)
Если ты солдатик смелый (стоят на левой ноге)
Раз, два, - дружно в ногу (шагают)
Идём на подмогу (шагают)
Три, четыре – тверже шаг (шагают)
Не уйдёт от нас наш враг! (шагают)
- С заданием справились все.
- Сейчас тренировка «Расшифруй донесение».
10. Упражнение «Расшифруй донесение» («Собери предложение»).
Самолет, в, военный, небо, поднялся. (Военный самолёт поднялся в небо).
Читают, книги, о, мальчики, войне. (Мальчики читают книги о войне).
На, моряк, служит, корабле. (Моряк служит на корабле).
Пограничник, собакой, границу, c, охраняет.
(Пограничник с собакой охраняет границу).
- Вы справились и с этим заданием.
11. Пословицы о солдатской службе и жизни.
Воин – это человек чести.
Это - лучший из нас.
Народ сложил огромное число пословиц и поговорок.
Поскольку занятие посвящено защитнику Отечества, то пословицы посвящены солдатской службе и жизни.
Я буду называть пословицу, а вы будете вспоминать её последнее слово:
Для Родины своей ни сил, ни жизни … (не жалей).
Родина-мать, умей за неё … (постоять).
Честь солдата береги … (свято).
Умелый боец везде … (молодец).
Смелого пуля боится, смелого штык … (не берёт).
Смелый побеждает, а трус … (погибает).
Мало победы ждать, надо победу… (взять).
Кто за правое дело стоит, тот всегда … (победит).
Плох тот солдат, который не мечтает быть … (генералом).
Славу свою добывай … (в бою).
- Молодцы, внимательно меня слушали, точно слова подобрали.
12. Беседа «Кто нужнее на войне и в армии».
- Ребята, а кто нужнее на войне, люди каких военных профессий? Ракетчик или танкист? Летчик или моряк? А может десантник?
(Ответы детей).
- На это вопрос ответить невозможно, потому что важны и нужны все военные профессии. Одним пальцем не ударишь, нужно все пальцы сжать в кулак. И тогда враги получат крепкий удар. Когда все вместе, мы великая сила: и ракетчики, и танкисты, и летчики, и моряки, и десантники.
Пехотинцы, лётчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие Российской армии.
Наша армия не нападает, а защищает и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почётная обязанность каждого российского мужчины.
- Какая у нас армия?
(Она сильная, могучая, крепкая).
- Если армия сильна – непобедима и страна. В российской армии служат мужчины. А наши мальчики – это будущие мужчины.
- Давайте спросим у них, хотели бы они служить в армии.
(Да).
- Скоро в нашей стране, России, праздник - День защитника Отечества. Все молодые люди, достигая восемнадцатилетнего возраста, выполняют свой долг - служат в армии, защищают свою страну. Мальчики, когда вырастут, тоже станут солдатами, будут защищать Родину-Россию.
У многих из вас папы или дедушки служили в армии, они защищали нашу Родину. Они были солдатами. (Показ на стенд фотографий).
Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.
- Вы много знаете о нашей армии, о наших защитниках Отечества. Думаю, что вы тоже будете достойными защитниками нашего Отечества.
13. Дети читают стихи.
Землю, Родину, поля, города,
Не отдадим мы врагу никогда.
Армия наша сильна и крепка,
Зорко страну охраняет она.
Армию любит весь русский народ
Землю родную она бережет.
Моряки, артиллеристы,
Пограничники, танкисты
Защищают мир и труд
Нашей армии – салют!
(Дети дарят поделки или рисунки папам, гостям).
14. Подведение итогов викторины «Смекалка бойцу в бою помогает».
- Что нового вы узнали
- Что было интересно делать?
- Что бы вы хотели сделать сейчас?
Подведение итогов викторины «Смекалка бойцу в бою помогает».
(Папы – члены жюри, подводят результаты, объявляют победителей).
- Дарим вам вам по звезде. Это символ защитников отечества. Символ силы, крепости духа, символ армии. А ещё я вам дарим вам раскраски на тему «Военная техника».
(Вручение призов, подарков. Звучит военный марш).