Папки-передвижки

«Блокадная ласточка». Конспект занятия в старшей группе к 85-летию полного освобождения Ленинграда от фашизма

Татьяна Бахтиева
«Блокадная ласточка». Конспект занятия в старшей группе к 85-летию полного освобождения Ленинграда от фашизма
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященный 85 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

ЗВУЧИТ ГОЛОС ЛЕВИТАНА «НАЧАЛО ВОЙНЫ»

Ведущий 1:

22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Без предупреждения гитлеровские войска напали на нашу Родину. Началась ВОВ. Уже 10 ИЮНЯ 1941г. Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 – 200 км. А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

Ребенок читает стих

Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть:

Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.

На фоне видео-ролика без звука звучит стих

Муз. рук:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда – Не права.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

Звучит вступление к песне, выходят педагоги

Песня педагогов «Мой город – герой!»

Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.

Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели всё, что находили.

Сценка (Миша С. и Василиса-дети, Лиза – мать): (Брат и сестра в ожидании матери.)

На полу постелен платок, дети сидят на нем обнявшись. Девочка лежит на коленках у «

брата»)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба. Садится рядом с детьми и читает стих:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб…

(Найти видео как есть хлеб)

Ведущий 2: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

Ведущий 1: 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Ребенок:

И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда “Дорогой жизни” звала

Её народная молва.

Ребенок:

Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в 41-м году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Ведущий: Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо» и «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Ребенок:

Над Ладожским курганом тишина.

Искрится снег голубовато-синий,

И что-то шепчет старая сосна.

Молчит курган, торжественно-спокоен,

Молчит курган, закованный в гранит.

Склоняются знамена, как от боли,

Колышет ветер цепи возле плит.

И обелиск величественно-строгий

Напоминает нынче всем живым

О той суровой Ладожской дороге,

Которую мы в памяти храним!

Ведущий 1: Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

ПЕСНЯ О БЛОКАДЕ (дети)

Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…

Ребенок:

Девчонка руки протянула,

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках,

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ведущий 1:

Очень страшное было время. Погибло очень много народа.

В настоящее время нам напоминает о том страшном времени – памятник погибшим под Ленинградом.

Ребенок:

Под шелестом опущенных знамён,

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

ТАНЕЦ (НОВЫЙ)

Ведущий 2:

Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.

Ребенок:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья,

Ошеломляет души и сердца.

Ребенок:

Это – всем живущим

в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, –

Время возвышает образ Тани,

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

Ведущий 1:

На экране мы видим мемориальный комплекс “Цветок жизни” находящийся во Всеволожском районе Ленинградской области, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Женя умерла 28 декабря», «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла.

Ведущий 2:

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 1:

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.

ГОЛОС ЛЕВИТАНА

Ведущий 2: Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.

Танец-песня «Катюша»

Ребенок:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,-

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Ребенок:

Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной,- на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды,

Тот салют в голодно-белом январе…

«Ложкари»

Ведущий 1: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Ведущий 2: За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

Песня «Большой праздник» или «Марш победы»

Ведущий 1: История нам показывает, что в разные годы враги посягали на нашу территорию и на независимость государства русского. И только единение народа, единение духа русского помогло преодолеть все трудности и сохранить наши земли и независимость, и пока мы едины – мы не победимы! И все потому что – (Все хором) Мы русские! Не зависимо от национальности по рождению

Танец «Я русский!»

Ведущий 1: На этом наше сегодняшнее памятное мероприятие завершено. Берегите люди мир!

Муз. Номера:

Песня педагогов

Песня о блокаде (дети)

Танец парный новый

Катюша

Ложкари

Песня на выбор «Большой праздник» или «Марш победы»

Танец «Я-русский»

Стихи: 12 детей в том числе Сценка 3 детей (мальчик и 2 деочки)

Сценка (Миша С. и Василиса-дети, Лиза – мать): (Брат и сестра в ожидании матери.)

На полу постелен платок, дети сидят на нем обнявшись. Девочка лежит на коленках у «

брата»)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба. Садится рядом с детьми и читает стих:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб…

Ребенок:

И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда “Дорогой жизни” звала

Её народная молва.

Ребенок:

Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в 41-м году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Ребенок: Над Ладожским курганом тишина.

Искрится снег голубовато-синий,

И что-то шепчет старая сосна.

Молчит курган, торжественно-спокоен,

Молчит курган, закованный в гранит.

Склоняются знамена, как от боли,

Колышет ветер цепи возле плит.

И обелиск величественно-строгий

Напоминает нынче всем живым

О той суровой Ладожской дороге,

Которую мы в памяти храним! (В. Чазова)

Ребенок:

Девчонка руки протянула,

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках,

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ребенок:

Под шелестом опущенных знамён,

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Ребенок:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья,

Ошеломляет души и сердца.

Ребенок:

Это – всем живущим

в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, –

Время возвышает образ Тани,

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

Ребенок:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,-

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Ребенок:

Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной,- на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды,

Тот салют в голодно-белом январе…

Публикации по теме:

«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Музыкально-литературное мероприятие в подготовительной группе«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Музыкально-литературное мероприятие в подготовительной группе ”День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады” Литературно-музыкальное мероприятие в подготовительной группе Цель, задачи:.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыДень полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Завтра27 январяотмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Невозможно вспоминать без содрогания об ужасах Великой.

Фотоотчет об акции «Цветок жизни» к Дню полного освобождения советскими войсками города ЛенинградаФотоотчет об акции «Цветок жизни» к Дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда 27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда Это очень памятная дата.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Блокадная ласточка». Конспект занятия в старшей группе к 85-летию полного освобождения Ленинграда от фашизма
Опубликовано: 24 января 2025 в 19:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Блокадная ласточка». Конспект занятия в старшей группе к 85-летию полного освобождения Ленинграда от фашизма» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бахтиева (УИ 377128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД