Ирина Шарова
Конспект занятия в старшей группе «Белая берёза под моим окном»
Цель: Знакомство с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новым стихотворением С. Есенина «Берёза».
Закреплять знания детей о ранее прочитанных стихотворениях о природе.
Способствовать образному восприятию стихотворения.
Раскрыть авторское отношение к природе. Расширять знания детей о природе и поэзии.
Понимать и воспроизводить образный язык рифмы и содержание литературного текста.
Развивающие:
Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого, дослушивать вопросы до конца.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Белая берёза под моим окном“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Активизировать чувственное восприятие художественного слова.
Воспитательные:
Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе родного края, интерес к поэтическому слову.
Вызвать у детей интерес к выразительному чтению отрывков из стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, книжная выставка произведений С. А. Есенина, портреты и фотографии Есенина, картина березовый лес, тонированная бумага, простой карандаш, гуашь, выставка детских рисунков
Словарь: бахрома, кайма, заря, принакрылась, сонная тишина, черёмуха душистая,
Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях, чтение произведений С. Есенина.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза».
Выразительное чтение стихотворения.
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Понравилось ли вам стихотворение.
- Ребята, кто внимательно слушал, о чём это стихотворение? (о березе)
Ребята, как вы считаете, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей)
Почему вы так решили?
Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)
- С чем сравнивает поэт опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).
-В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
- У какого времени года такие краски?
А вы знаете, кто автор этого стихотворения?
Это стихотворение написал известный русский поэт Сергей Есенин, с творчеством которого мы сегодня с вами познакомимся поближе.
Сергей Есенин родился в самое прекрасное, по его мнению, время года — осенью, а именно 3 октября.
Родился он в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье крестьян.
Так случилось, что с двух лет Сергея отдали на воспитание бабушке и дедушке бабушке по материнской линии. Вместе с дедушкой и бабушкой в доме жили три неженатых их сына. Они-то и учили жизни маленького Сережу. Учили верховой езде: сажали на неоседланную лошадь и пускали в галоп. Учили плавать: завозили на середину реки в лодке и кидали в воду. Сережа плескал руками, а когда начинал захлебываться, его доставали из воды.
Когда Сергей подрос, его стали брать на охоту, где он был у дядей вместо охотничьей собачки: из водоемов доставал подстреленных уток, лазил на деревья за дичью. Среди деревенских мальчишек Сергей был большим озорником и драчуном. И за это его ругала только бабушка, которая безмерно любила своего маленького внука. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. И как сам утверждал поэт, именно она привила ему любовь к народному творчеству и подтолкнула к написанию первых стихов.
Писать стихи Есенин начал с девяти лет. Но осознанное свое творчество он относил к семнадцати годам. Позже посылал свои стихи по журналам, и был очень удивлен, что их не печатают. Тогда он решил поехать в Петербург и отнести свои произведения в редакцию. Есенин очень любил природу. Для него природа — это вечная красота. И в своих стихах он описывал шелест луговых трав, песнь ветра, утреннюю зарю, звездное ночное небо…
Рассматривание слайдов
Родина С. А. Есенина село Констанитиново
2. Хоровод «Мы вокруг березки встанем в хоровод»
3. Чтение отрывков из стихотворений детьми.
В своих стихотворениях поэт воспевал не только березу.
Сейчас дети прочитают отрывки из стихотворений С. Есенина.
1 ребенок «Закружилась листва золотая»
2 ребенок С добрым утром!
3 ребенок «Черемуха душистая»
4. Физкультминутка.
Наступило утро, солнышко проснулось,
И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)
Наклонившись в сторону.
С солнцем поздоровались,
Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)
5. Рисование берёзы
Есенин очень любил березу, он питал к ней особые чувства. Она всегда ему напоминала о родных краях. Ему казалось, что береза прекрасна в любое время суток и в любое время года.
- Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете. (Под музыкальное сопровождение)
6. Итог.
- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Чему посвящены стихотворения Сергея Есенина? (ответы детей)
Правильно, природе.
Для Есенина природа — это гармония мира, это любовь к Родине, к родному краю. Картины природы в стихотворениях поэта учат любить и хранить наш мир, его красоту.
Репродукции картин
И. Грабарь И. Левитан И. И. Шишкин И. С. Горюшкин-Сорокопудов