Alsu Galimowa
Конспект занятия в старшей группе «Белая береза под моим окном…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с березой - символом России.
2. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за природой.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Белая береза под моим окном…“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предшествующая работа:
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за березой на территории ДОУ;
4. чтение литературы;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
Словарная работа:
береза, березовая роща, березняк;
белоствольная;.
Материалы к занятию :
1. ветки березы;
2. иллюстрации с изображением березовой рощи;
3. картинки с изображением березы.
Ход НОД
Играет песня «Во поле Береза стояла». Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте, поздороваемся. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем разговаривать я загадаю вам загадку, а вы должны угадать:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
или
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзки)
Воспитатель: Правильно, это береза. Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С. Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый, у ели - коричневый).
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)
Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).
Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение).
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).
Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Раз – берёзка, два – берёзка – будет рощица. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ. Повторите, пожалуйста.
Воспитатель: Рассмотрим березу в разное время года.
Воспитатель: Любуешься на тонкие ветки березки весной и будто слышишь звонкую капель – всё кажется вокруг знакомым и родным.
Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие и молчаливые берёзки и ощущаешь красоту своей Родины.
А белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве не могут оставить равнодушным никого.
А как красива березка зимой – хрустальная красавица из сказочной страны.
Воспитатель: Помните и мы с вами спорили в какое время года она краше всего. Ильнаре нравилось лето, Айнуру – зима, Аделине – весна, Камилю – осень. Вот и получилось у нас настоящее чудо-дерево, где переплелись все 4 времени года.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями.
Воспитатель: Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. На Руси существовал и праздник, где берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме. В этот день девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке.
Много песен о березе спето,
Много танцев танцевал народ
Вот и мы, у белоствольной,
Заведем сегодня хоровод.
Воспитатель: Берем из корзины листочки. Хоровод «Во поле Береза стояла».
Воспитатель: Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке : «Словно девица русская, приумолкнув стоит….».
Воспитатель: Вот, ребята, сами видите какая она, наша русская берёзка. Давайте придумаем красивые слова к слову берёзка. Дидактическая игра (стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, кудрявая, полезная).
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии, она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Воспитатель: Вот как увидел летнюю березу поэт А. Прокофьев:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую.
Воспитатель: Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают).
Воспитатель: Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).
Воспитатель: Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
Воспитатель: Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).