Ольга Матвеева
Конспект занятия «Знакомство с театром, пальчиковый театр» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с театром, пальчиковый театр».
Цель: дать детям представление о театре; познакомить детей с пальчиковым театром.
Задачи:
1. Рассказать об истории возникновения театра.
2. Познакомить детей с пальчиковым театром.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с театром, пальчиковый театр“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Закрепить умение детей разыгрывать сценки знакомой сказки с помощью пальчикового театра.
4. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
5. Развивать у детей мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать память.
6. Формировать дружеские взаимоотношения.
7. Обогащение словарного запаса.
Методы: игровой, творческий, словесный.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц о дружбе.
Оборудование: куклы для сказки «Теремок», домик, инструменты, ширма.
Активизация словаря: спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Поделитесь с гостями своим хорошим настроением.
Воспитатель: ребята, я сегодня получила электронное письмо.
Даже не знаю, от кого оно может быть. Письмо не обычное. Давайте его зачитаем.
- Может кто-то из вас догадается, от кого это письмо (слушаем письмо).
- «Здравствуйте ребята! Я поехал в гости к своей бабушке в Африку и там встретился со своими друзьями - негритятами. Стал рассказывать им о театре, о видах театра, об актерах, куклах, разных ролях. Но негритята не могут представить, что такое театр, потому что в Африке нет театра, и стали мне задавать много вопросов:
Почему пришел народ, и все смотрят что-то,
Почему теперь все вместе хлопают в ладоши?
Почему так радостно, весело улыбаются?
Что за чудеса здесь совершаются?
Я рассказывал негритятам, об этих удивительных спектаклях и представлениях в театре, но они не могут представить себе это. Помогите мне, пожалуйста, объяснить моим любознательным друзьям, что такое театр, как наши пальчики могут показать интересный спектакль, что для этого нужно.
Воспитатель:
- Кто из вас догадался, от кого письмо? - (от Бонифация).
- Ребята, хотите помочь негритятам узнать про театр, пальчиковый театр?
- Как помочь им узнать, что такое пальчиковый театр? ( ответы детей: можем рассказать (но бонифаций пытался им рассказать, а негритята не поняли рассказа, потому, что не видели театр, создать свой пальчиковый театр - что мы можем создать? (сделать героев сказок на пальчики, нарисовать их).
- Как вы считаете, помогут фигурки героев на пальчики понять нашим новым друзьям, что такое театр, пальчиковый театр?
- Я согласна с вами, что, когда они увидят фигурки героев на пальчики, декорации к спектаклю, они поймут, что такое театр, пальчиковый театр. Прежде чем создать и нарисовать театр, пальчиковый театр, нам необходимо вспомнить, что это такое.
Воспитатель: о чём мы сегодня будем говорить? ( ответы детей: мы сегодня поговорим о театре, поближе познакомимся с пальчиковым театром.)
Воспитатель: совершенно верно, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим пальчиковый театр и поучимся ими управлять. Итак, в путь.
Воспитатель: послушайте, какие слова, надо сказать: «повернись, повернись и в театре окажись». Давайте скажем вместе. Присаживайтесь на ковёр и послушайте мой рассказ.
«Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом (иллюстрации). В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. Когда актеры исполняли грустную пьесу - трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса - комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски (иллюстрации). Давайте вместе скажем: «трагедия, комедия».
Предлагаю вам игру «Зеркальце», чтобы немножко отдохнуть и почувствовать себя актерами настроения. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: «свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.
Воспитатель: а сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.
«Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры (иллюстрации). Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена, на которой выступают актёры. Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.
Театр бывает разный : кукольный, настольный, театр теней, театр животных, пальчиковый театр и другие.
Сегодня я вас познакомлю с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики».
Воспитатель: звоню в колокольчик и говорю: «Ребята, слышите? Звенит колокольчик – это он вас зовет в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут».
Мы тихонечко пойдем,
в зале стульчики найдем.
Топ, топ, идем, идем,
сядем, сядем – подождем.
Снова звоню в колокольчик, пока дети садятся на стульчики.
Дети заняли свои места.
Воспитатель: посмотрите, какая нарядная ширма перед вами, а за ширмой – маленькие артисты. Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.
Звонит колокольчик.
Воспитатель: чтобы занавес открылся, нужно его попросить, то есть похлопать в ладоши. А когда зрители хлопают, это называется – аплодисменты!
Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.
Воспитатель: занавес открывается, сказка начинается.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Звучит музыка.
Вдруг по полю, полю бежит мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Звучит музыка.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: а я лягушка-квакушка!
Мышка: иди ко мне жить!
Лягушонка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Звучит музыка.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.
Зайчик: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я - мышка-норушка.
Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: а я зайчик побегайчик.
Мышка: иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.
Звучит музыка.
Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Лисичка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я мышка-норушка.
Лягушка: я лягушка-квакушка.
Зайчик: я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: а я лисичка-сестричка.
Зайчик: иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Звучит музыка.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Волк: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я мышка-норушка.
Лягушка: я лягушка-квакушка.
Зайчик: я зайчик-побегайчик.
Лиса: я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк: а я волчок-серый бочок.
Лиса: иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот живут они в теремке, песни поют.
Звучит музыка.
Вдруг мимо идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я мышка-норушка.
Лягушка: я лягушка-квакушка.
Зайчик: я зайчик-побегайчик.
Лиса: я лисичка-сестричка.
Волк: а я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса: а я медведь косолапый.
Волк: иди к нам жить!
Звучит музыка.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.
Медведь: я лучше у вас на крыше буду жить.
Мышка: да ты нас раздавишь!
Медведь: нет, не раздавлю.
Мышка: ну полезай.
Звучит музыка.
Влез медведь на крышу и только уселся – бах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка,
Волчок-серый бочок,
Все целы и невредимы.
Звучит музыка.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Воспитатель: тут и сказочке конец - а кто слушал молодец!
Звучит музыка.
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Встаю из-за стола. И веду беседу стоя.
Воспитатель: дети, вам понравилась сказка? А вы хотите также поиграть с нашими куколками?
Дети: да!
Воспитатель: для того чтобы ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать ваши пальчики. Потренируем их?
Дети: да!
Воспитатель: приготовьте свои указательные пальчики.
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)
И еще раз:
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки).
Далее дети обыгрывают сценку из сказки.
Воспитатель: молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами будем упражнять пальчики, тренировать их.
Итак, мальчики и девочки, сегодня мы познакомились с пальчиковым театром. Называется он так потому, что главными героями в спектакле являются наши указательные пальчики. Все герои сказки находятся на сцене, на которой располагается ширма с занавесом. И чтобы этот занавес открылся, необходимы аплодисменты, то есть когда вы хлопаете в ладоши. И в конце спектакля также необходимо поблагодарить наших артистов аплодисментами.
Воспитатель:
С театром нам пора уже прощаться,
И снова в группу возвращаться!
А Бонифацию, друзья,
Вот картинки от меня!
На них разные театры,
Спектакли, актеры, фигурки для пальчиков!
Воспитатель: давайте вместе скажем волшебные слова: «повернись, повернись, снова в группе окажись».
Воспитатель: - вот вы и в детском саду, в нашей группе.
- Понравилось вам путешествие в театр?
- Что понравилось?
- Что вы узнали нового?
- Что вам было трудно?
- Что вам осталось от путешествия в театр? (картинки с разными видами театра, фигурки для пальчикового театра)
- Эти картинки и ваши рисунки, фигурки для пальчикового театра мы поместим в посылку для Бонифация. А теперь приступим к нашим фигуркам героев сказки «Теремок» для пальчикового театра.
- Как считаете, поймут ли негритята, когда будут смотреть наши рисунки, картинки, фигурки героев что такое театр, пальчиковый театр?
- Молодцы! Я согласна с вами, мы сегодня много интересного узнали и вспомнили о театре, о пальчиковом театре, попробовали сами быть артистами пальчикового театра, нарисовали рисунки, сделали фигурки героев русской народной сказки «Теремок». Давайте посмотрим ребята, поймут ли негритята, когда будут смотреть наши рисунки, фигурки героев для пальчиков что такое театр, пальчиковый театр? Давайте выберем самые лучшие работы для отправки их Бонифацию.