Гульнара Усманова
Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе. Конспект занятия в средней группе «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : дать представление о солнечной системе.
Предварительная работа с родителями : за неделю до 12 апреля была объявлена выставка поделок ко Дню Космонавтики.
Оборудование: иллюстрация с изображением солнечной системы, макеты ракет, планет и т. д.
Ход занятия.
1. Беседа о космосе.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе, Конспект занятия в средней группе „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Дети, посмотрите на эту картину. Что вы видите? (космическое пространство, звезды, планеты) А когда мы можем видеть звезды? (ночью) А кроме звезд, что вы видели ещё? (днем солнце, ночью луну) Солнце, звезды, луна – все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «всё на свете». А вы узнали вот эту планету? (показ планеты Земли) А как вы поняли, что это наша Земля? (она голубая) А почему она, наша Земля, имеет много синего цвета? (это моря и океаны) Наша планета – это часть Вселенной. Ребята, послушайте красивое стихотворение Яна Акима
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
- Интересно, есть ли у Солнца, кроме Земли, ещё планеты? Сколько их? Похожи ли они на Землю или чем-то отличаются? Есть ли на них жизнь?
Это очень интересные вопросы и ответы на многие из них люди уже имеют. А было так! Люди обратили внимание, наблюдая за звездным небом, что среди множеств звезд есть странные звезды, отличающиеся от других. Если все звезды остаются на своих местах, то несколько звезд в каждую следующую ночь оказывались в стороне и за несколько ночей, недель и месяцев перемещались на значительные расстояния. Шли годы. Люди установили, что планеты перемещаются по небосводу строго по определенным путям-дорогам каждая. Всем этим звездочкам-планетам дали имена, часто по имени богов – ведь это было очень давно.
2. Полет на другие планеты, отгадывание загадок.
- Дети, вы любите путешествовать?
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Скажите, на чём можно полететь? (самолет, ракета, космический корабль)
- А как называется человек, который летит в космос? (космонавт)
- Подумайте и ответьте, каким должен быть космонавт?
- Скажите, на чём отправляется в полёт космонавт?
- Конечно, на ракете!
Физминутка
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
А полетим мы на ракетах, которые вы сделали своими руками с папами, мамами дома. Совершим путешествие к планетам Солнечной системы, чтобы полететь к каждой следующей планете нужно отгадать загадку.
Первая планета к которой мы полетим – это Меркурий – самая близкая планета к Солнцу, самая быстрая и подвижная.
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
(Солнце)
- Молодцы! Отгадали загадку, мы можем лететь дальше!
Следующая планета Венера, а загадка такая:
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
(Планеты)
- Хорошо, и эту загадку отгадали, значит мы можем лететь дальше. Сейчас мы летим на Марс. Марс иногда называют красной планетой. Эта планета содержит много железа, а когда железо ржавеет, оно краснеет.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
(Земля)
- А сейчас нас ждет самая крупная планета в Солнечной системе Юпитер. Медленно и важно передвигается Юпитер.
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
(Луна)
- Впереди нас ждет планета с кольцами Сатурн. Послушайте стихотворение о Сатурне.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо — Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
- Следующая загадка.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета)
- Молодцы, ребята все загадки отгадали, к остальным планетам мы полетим без остановок. Впереди нас ждут Уран, Нептун, Плутон.
Вот и пришло время вернуться. Но, чтобы вернуться и лучше запомнить планеты, давайте выучим стихотворение.
По порядку все планеты,
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
3. Итог занятия.
- Что нового, интересного узнали?
- как называется наша планета?
- с какими новыми планетами познакомились?
Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали меня, все запомнили.