Оксана Липатова
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему «Осень»
Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы, учить детей рассказать связный текст с помощью мнемотаблицы
Задачи:
- формировать фонематическую сторону речи
- развивать понимание смысла и содержания картины
- развивать диалогическую и монологическую речь ребенка.
Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш, развивать длительный плавный выдох. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Материал для занятия: игрушка Зайчик, письмо-стих (Мнемотаблица, коробка для посылки, листья осины, клена, дуба, бумажные листики для дыхательной гимнастики, мячик, эластичные кольца (су-джок, рисунок медведя, ежика и белки, мнемотаблица для рассказа про осень, картинки-раскраски
Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на признаки осени : на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.
Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит, разноцветный, листопад
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)
Организационный момент
В: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Дети: «Доброе утро!»
(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)
Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх)
Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»
Ответы детей: «Нет!»
Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»
Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».
Воспитатель: А теперь присаживайтесь.
Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.
Артикуляционная гимнастика
Жил был язычок в своём домике - ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся и спрятался в домик, стал там орешек катать. Потом решил поработать,стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?
Дети: Это зайчик.
Воспитатель: Спросите, у него что случилось?
Дети: -Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.
Мотивация
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?
Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.
Актуализация ранее приобретенных знаний
Дети: Потому что наступила осень.
Стук в дверь. Приносят посылку.
Воспитатель: Ребята, вот это да! Нам принесли посылку. Только вот здесь не написано от кого же это посылка.
Воспитатель открывает и достает письмо.
- Тут написано, если сможете прочитать это стихотворение, вы угадаете, кто же прислал нам эту посылку.
Воспитатель: ребята, Вы угадали от кого посылка?
Дети: да, от Осени
Воспитатель: Да, умнички!
Дети, давайте назовём осенние месяцы.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами, осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
- Дети, как вы думаете, какого цвета осень?
Дети : (жёлтая, красная, оранжевая).
- А можно сказать, что осень разноцветная? Дети: (да).
- Отгадайте осеннюю загадку :
«Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Дидактическая игра : «С какого дерева листок» (достает из посылки)
- Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они что сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки).
- Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).
- А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (дуб). Листья дуба золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Музыкальная физкультминутка:
Мы листочки осенние –
На веточках сидели
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки вверх поднял
Покрутил их, покружил
И на землю опустил.
Воспитатель:
- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…
Дыхательное упражнение «Ветерок» (повтор 2-3 раза)
- Ребята, осень любит слушать песню ветра. (Включается фонограмма звука ветра).
- Давайте подуем вместе с ветром: Ш-ш-ш.
- А теперь ветер стих: С-с-с.
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листья. Возьмите листок за хвостик и подуйте на него.
Дети слушают фонограмму, пытаются повторять услышанные звуки.
- Ш-ш-ш-ш-ш.
- С-с-с-с-с.
Дети берут листья в руки и дуют на них.
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.
Воспитатель: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
Игровое упражнение «Ласковые слова»
Солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще поиграем?
Воспитатель:
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают.
Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают) – улетают,
Осенью деревья (что делают) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые.
Как можно назвать их одним словом?
(Разноцветные).
Воспитатель: В посылке Госпожа Осень нам прислал колечки, давайте выполним массаж пальцев этими кольцами.
Самомассаж (Массаж пальцев эластичным кольцом)
Сжимаем – разжимаем пальцы в кулачок
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Надеваем пружинку на каждый палец, начиная с большого пальца
на правой (левой) руке
С клёна – кленовый,
С дуба – дубовый,
С осины – осиновый,
С рябины - рябиновый.
Полны листьев лес и сад.
Показываем «фонарик»
То-то радость для ребят!
Добывание (сообщение и принятие) нового знания
Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?
1. Кто, позабыв тревоги спит в своей берлоге? (медведь)
2. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках — это. (ежик).
3. По ветке скачет да не птица, рыжая, а не лисица? (белочка)
Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.
Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.
-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?
Давайте проверим ваши высказывания.
Зайчик: вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.
Нам Осень прислала картинку подсказку. (Сначала рассказывает воспитатель. Затем по картинкам- подсказкам рассказывают про осень дети)
Осенью на деревьях желтеют листья.
Небо осенью пасмурное и серое.
и
Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.
Люди одевают осеннюю одежду.
в
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.
Заключительная часть
Воспитатель. Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.
Рефлексия.
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).
- Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы занимались, как составляли интересные рассказы по таблице.
Госпожа Осень прислала вам подарки : картинки – раскраски.
До свидания, ребята!