Папки-передвижки

Конспект занятия в средней группе 4–5 лет «Казачья посуда»

Елена
Конспект занятия в средней группе 4–5 лет «Казачья посуда»
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Казачья посуда».

Цель: Способствовать построению образа кухонной посуды как предмета обихода. Совершенствовать знания детей о жизни, быте культуре Донского казачества.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Закрепить представления о казачьей посуде; Учить при описании предмета называть его основные признаки и назначение;

Публикация «Конспект занятия в средней группе 4–5 лет „Казачья посуда“» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- познакомить с назначением, убранством стряпки.

- формировать знания детей о старинной казачьей посуде.

- Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции

своего народа.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

- вызвать интерес к народному творчеству;

- знакомить детей со свойствами посуды из разных материалов.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

-формировать представление о предлогах ЗА, ПОД, НА, В, учить их правильно использовать;

-упражнять в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов; - закреплять знания детей о предметах быта в курене.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- развивать внимание, память.

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Побуждать детей следовать казачьим заповедям.

Образовательная область «Физическое развитие» :

-закреплять элементы й игровой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности;

- воспитывать желание помогать друг другу.

Методы и приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов кухонной утвари, продуктивная деятельность детей, дидактические игры.

Оборудование и оснащение: комната с элементами казачьего быта, оборудованная (печь, стол, лавки, плетенные коврики, кухонная утварь); заготовки на зиму (связки лука, чеснока, сушеного перца, укропа);

Словесный метод:

Побуждать интерес к казачьей посуде.

Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: стряпка, стряпуха, ухват, чугун, махотка, чугунок, солонка, ухват, макитра, ступка, глечик.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Игровой метод: организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий; дидактические игры по теме «Посуда», беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о труде женщины-хозяйки по дому, разучивание загадок о печи, кухонной посуде, различных блюдах.

Предшествующая работа:

Ознакомление с казачьими заповедями, обсуждение казачьих пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций о казачьем быте, беседы о жизни Донских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками.

Материалы, оборудование.

Демонстрационный материал.

(Предметы, находящие в казачьей комнате, натуральная посуда, разрезная картинка самовара.

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды, силуэты кружек разных цветов и рисунков.

Ход занятия:

Перед занятием просмотр презентации «Казачья посуда»

Воспитатель: Дети сегодня мы свами познакомимся с казачьей посудой, посмотрим, из какой посуды едали казаки. Давайте вспомним, где жили казаки, как называлось жилище казаков.

Дети: Курень.

Воспитатель: А, что такое курень?

Дети: Казачий дом.

Воспитатель: А что означает это слово - «курень»?

Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Чем он отличается от современных домов?

Дети: Крыша в курене из камыша, стены помазаны глиной и побелены, полы не деревянные, а земляные, плетень вокруг дома.

Воспитатель: А кто из вас знает, почему именно так строили казаки свои курени?

Дети: Они использовали тот материал, которым богата Донская земля –глину, камыш, камни и т. д.

Воспитатель: А какие комнаты есть в курене? Давайте с вами вспомним, расскажем, как они назывались.

Дети: Зала, парадная. Здесь собиралась вся семья, встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называется комната, где готовят кушать.

Дети: Кухня.

Воспитатель: А как вы догадались, что это кухня?

Дети: потому что печь стоит, а на печи казаки готовили еду.

Вы правильно догадались: эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков носила совсем другое название - «стряпка». Для того, чтобы вы лучше узнали об этой комнате и правильно смогли её обустроить, я предлагаю вам отправиться в настоящую казачью стряпку.

Тогда в путь (занятие проводится в казачьей горнице)

Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?

- Ответы детей.

Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят : «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети.

Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Всю еду готовили в печи, еда получалась вкусная, ароматная. За печкой всегда грелся хозяйский кот, (повторите, пожалуйста, за печкой всегда грелся хозяйский кот). Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт, только где же она? А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. На такой печи варили варенье, жарили пирожки, мясо.

Заходит хозяйка (с коромыслом на плече) : Ой, у меня уже гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Здорово дневали, казаки и казачки! Присаживайтесь, гости дорогие!

Дети: Слава Богу!

Хозяйка: (снимает ведра с коромысла) Вот водицы свежей принесла. Чайку попьем с пирогами. У меня полная макитра теста.

Воспитатель: Что у вас, хозяюшка, полное?

Хозяйка: Макитра. Посуда такая.

Воспитатель: Хозяюшка, мы с ребятами о жизни казаков много знаем, а вот с казачьей посудой еще не успели познакомиться.

Хозяйка: Так я вам все о посуде расскажу. У меня в стряпке всё необходимое имеется. Я посуду страсть как люблю! Посмотрите на мои полки! Это чугунок. Незаменимая посуда в стряпке. А кто догадается, почему его называют «чугунок»?

Дети: Потому что он сделан из чугуна.

Хозяйка: Чугун – это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый? Как вы думаете, что в чугунке можно приготовить?

- Ответы детей.

Хозяйка: Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи, картошку. Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, (повторите, пожалуйста, чугунок можно поставить на плиту) так и внутрь в печь. Только это можно сделать с помощью ухвата (показывает, а то можно руки обжечь (даёт подержать чугунок детям).

Хозяйка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – ступка. В ней я разминаю овощи для своего младшенького Андрюшки. А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая?

Дети: деревянная.

Хозяйка: А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того какую еду собираются есть. Догадались что это?

-Ответы детей.

Хозяйка: Мы называем её солонка. Почему её так называли?

Дети: Потому что в неё насыпали соль.

Хозяйка: Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол, (повторите, пожалуйста, солонку можно поставить на стол). Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре».

А вот и макитра, в ней тесто ставят, она большая. Вот сколько теста там помещается, чтобы на всю большую семью пирогов и хлеба напечь! Ее делали из глины. Значит, какая она?

Дети: сделана из глины.

Хозяйка: А ещё из глины делались разные сосуды: глечики и махотки. Глина – тяжёлый материал, и посуда из глины получается тяжёлая. Возьмите в руки.

Хозяйка: Казаки очень ценили эту посуду за то, что холодная вода в них долго оставалась холодной, молоко и сметана долго не прокисало. (повторите пожалуйста, холодная вода в них долго оставалась холодной). Ну что я вам ещё не показала? Что это такое?

Дети: Ложки.

Хозяйка: А вы такими ложками кушаете? Чем мои ложки отличаются от ваших? (дает в руки ложки)

Дети: Ваши ложки деревянные, а наши железные, они тяжелее. А как вы думаете, в какую ложку больше каши поместится? Значит деревянная ложка глубже, чем железная.

Хозяйка: Ой, мне кажется наши ложки лучше, из них можно горячие щи есть. А ложки из железа нагреваются, можно обжечься.

Ну а эту посуду вы точно знаете. Что это?

Дети: самовар.

Хозяйка: Как вы думаете, для чего служит в стряпке самовар?

Ответы детей: чтобы нагреть воду для чая.

Хозяйка: Самовары делали из дорогого материала, медь называется. Значит какой самовар перед нами? Такой самовар прослужит долго и не поржавеет.

Давайте поиграем, кто быстрей соберет самовар. Проводится д/и «Собери самовар из разрезных картинок»

А чай мы пьем из вот таких кружек, как вы думаете, из чего они сделаны? (хозяйка даёт детям рассмотреть кружки).

Дети: Кружка сделана из глины.

Хозяйка: А как вы это определили?

Дети рассуждают: Она тяжелая, если постучать по кружке, то раздаётся какой звук?

Хозяйка: Ой, у меня гости в доме, а стол весь заставлен посудой. Ребята, поможете мне расставить посуду на полки?

Воспитатель: А заодно и покажем вам, как мы с ребятами запомнили всё, что вы нам рассказали.

Воспитатель: Вы берете один предмет, называете его, говорите из чего он сделан и для чего он нужен. Например: Я взяла ложку, она сделана из дерева, ею едят кашу или щи.

Последний предмет – треснутая деревянная кружка.

Воспитатель: Ой, хозяюшка, а кружка то треснула!

Хозяюшка: Ой, смотрите, вот беда! Любимая кружка моего хозяина треснула. Она деревянная, он из неё квас любит пить. Что же делать?

Воспитатель: Дорогая хозяюшка не переживайте. У наших ребят золотые руки, и лениться они не любят. Ребята, давайте вспомним, какая есть заповедь казаков о труде?

Дети «Будь трудолюбив – не бездействуй».

Воспитатель: Ребята поможем починить кружку, Хозяюшка может у тебя ещё какая посуда для ремонта найдётся?

Хозяйка: Конечно, найдётся!

Проводится д/ и: «Собери разбитую посуду». (Собрать разрезную посуду разных цветов из разрезных картинок)

Хозяйка: Какие вы молодцы, дети, трудолюбивые, прилежные, дружные. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитали. Вот по вам я сужу о ваших родителях. Ведь у нас у казаков говорят : «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».

Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род.

Хозяюшка: Как вы меня порадовали, ребята, своим интересом к нашим казачьим традициям, своими знаниями. Мне так захотелось с вами ещё пообщаться, за чайком, за пирогами посидеть. Оставайтесь!

Воспитатель: Спасибо тебе хозяюшка, но нам домой возвращаться пора, у нас ещё много дел осталось. Нам у вас так понравилось, мы много нового узнали. Ребята, расскажите, что нового вы узнали?

Ответы детей (узнали о посуде, из чего посуду делали, какие блюда готовили в ней, познакомились с убранством стряпки, познакомились с новой заповедью).

Хозяюшка: А переделаете свои дела и приходите после обеда, к этому времени и тесто подойдёт. Будем пироги печь, чай пить, разговоры вести, старину вспоминать, да род казачий прославлять.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Чайная посуда». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Дидактические задачи: Активизация словаря детей по теме. Уточнение функционального назначения посуды Образование множественного числа существительных.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда — красота, без нее мы никуда!»Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда — красота, без нее мы никуда!» Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда - красота, без нее мы никуда!» Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Посуда»Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Посуда» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация». Цель: систематизация знаний детей.

Конспект занятия по аппликации в дошкольной группе «Чайная посуда»Конспект занятия по аппликации в дошкольной группе «Чайная посуда» Цель : изготовление поделки из бумаги " Чайная посуда" Задачи : познакомить детей с посудой, научить делать по шаблонам. Закрепить знания.

Конспект занятия по лепке для детей средней группы «Посуда для кукол»Конспект занятия по лепке для детей средней группы «Посуда для кукол» Конспект занятия по лепке для детей средней группы «Посуда для кукол» Цель: расширять представления детей об окружающих предметах Образовательные.

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Посуда»Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Посуда» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе " Посуда"Задачи: 1. Образовательные: Формировать знания детей о посуде, о её назначении.

Конспект занятия по рисованию «Посуда для кукол» в средней группе Цель: декоративное украшение посуды. Задачи: учить детей придумывать узор на предмете, передавая его колорит и элементы, строить узор по.

Конспект занятия «Предметный мир вокруг нас. Посуда» в первой младшей группе Конспект занятия Предметный мир вокруг нас " Посуда" в первой младшей группе. Цели: - Расширять представления об окружающем мире,.

Конспект занятия в старшей группе «Посуда» Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе 4–5 лет «Казачья посуда»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 17:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в средней группе 4–5 лет «Казачья посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД