Елена
Конспект занятия в средней группе 4–5 лет «Казачья посуда»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Казачья посуда».
Цель: Способствовать построению образа кухонной посуды как предмета обихода. Совершенствовать знания детей о жизни, быте культуре Донского казачества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Закрепить представления о казачьей посуде; Учить при описании предмета называть его основные признаки и назначение;
Публикация «Конспект занятия в средней группе 4–5 лет „Казачья посуда“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- познакомить с назначением, убранством стряпки.
- формировать знания детей о старинной казачьей посуде.
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции
своего народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
- вызвать интерес к народному творчеству;
- знакомить детей со свойствами посуды из разных материалов.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
-формировать представление о предлогах ЗА, ПОД, НА, В, учить их правильно использовать;
-упражнять в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов; - закреплять знания детей о предметах быта в курене.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать внимание, память.
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Побуждать детей следовать казачьим заповедям.
Образовательная область «Физическое развитие» :
-закреплять элементы й игровой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности;
- воспитывать желание помогать друг другу.
Методы и приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов кухонной утвари, продуктивная деятельность детей, дидактические игры.
Оборудование и оснащение: комната с элементами казачьего быта, оборудованная (печь, стол, лавки, плетенные коврики, кухонная утварь); заготовки на зиму (связки лука, чеснока, сушеного перца, укропа);
Словесный метод:
Побуждать интерес к казачьей посуде.
Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: стряпка, стряпуха, ухват, чугун, махотка, чугунок, солонка, ухват, макитра, ступка, глечик.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Игровой метод: организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий; дидактические игры по теме «Посуда», беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о труде женщины-хозяйки по дому, разучивание загадок о печи, кухонной посуде, различных блюдах.
Предшествующая работа:
Ознакомление с казачьими заповедями, обсуждение казачьих пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций о казачьем быте, беседы о жизни Донских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками.
Материалы, оборудование.
Демонстрационный материал.
(Предметы, находящие в казачьей комнате, натуральная посуда, разрезная картинка самовара.
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды, силуэты кружек разных цветов и рисунков.
Ход занятия:
Перед занятием просмотр презентации «Казачья посуда»
Воспитатель: Дети сегодня мы свами познакомимся с казачьей посудой, посмотрим, из какой посуды едали казаки. Давайте вспомним, где жили казаки, как называлось жилище казаков.
Дети: Курень.
Воспитатель: А, что такое курень?
Дети: Казачий дом.
Воспитатель: А что означает это слово - «курень»?
Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Чем он отличается от современных домов?
Дети: Крыша в курене из камыша, стены помазаны глиной и побелены, полы не деревянные, а земляные, плетень вокруг дома.
Воспитатель: А кто из вас знает, почему именно так строили казаки свои курени?
Дети: Они использовали тот материал, которым богата Донская земля –глину, камыш, камни и т. д.
Воспитатель: А какие комнаты есть в курене? Давайте с вами вспомним, расскажем, как они назывались.
Дети: Зала, парадная. Здесь собиралась вся семья, встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называется комната, где готовят кушать.
Дети: Кухня.
Воспитатель: А как вы догадались, что это кухня?
Дети: потому что печь стоит, а на печи казаки готовили еду.
Вы правильно догадались: эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков носила совсем другое название - «стряпка». Для того, чтобы вы лучше узнали об этой комнате и правильно смогли её обустроить, я предлагаю вам отправиться в настоящую казачью стряпку.
Тогда в путь (занятие проводится в казачьей горнице)
Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?
- Ответы детей.
Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят : «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети.
Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Всю еду готовили в печи, еда получалась вкусная, ароматная. За печкой всегда грелся хозяйский кот, (повторите, пожалуйста, за печкой всегда грелся хозяйский кот). Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт, только где же она? А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. На такой печи варили варенье, жарили пирожки, мясо.
Заходит хозяйка (с коромыслом на плече) : Ой, у меня уже гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Здорово дневали, казаки и казачки! Присаживайтесь, гости дорогие!
Дети: Слава Богу!
Хозяйка: (снимает ведра с коромысла) Вот водицы свежей принесла. Чайку попьем с пирогами. У меня полная макитра теста.
Воспитатель: Что у вас, хозяюшка, полное?
Хозяйка: Макитра. Посуда такая.
Воспитатель: Хозяюшка, мы с ребятами о жизни казаков много знаем, а вот с казачьей посудой еще не успели познакомиться.
Хозяйка: Так я вам все о посуде расскажу. У меня в стряпке всё необходимое имеется. Я посуду страсть как люблю! Посмотрите на мои полки! Это чугунок. Незаменимая посуда в стряпке. А кто догадается, почему его называют «чугунок»?
Дети: Потому что он сделан из чугуна.
Хозяйка: Чугун – это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый? Как вы думаете, что в чугунке можно приготовить?
- Ответы детей.
Хозяйка: Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи, картошку. Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, (повторите, пожалуйста, чугунок можно поставить на плиту) так и внутрь в печь. Только это можно сделать с помощью ухвата (показывает, а то можно руки обжечь (даёт подержать чугунок детям).
Хозяйка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – ступка. В ней я разминаю овощи для своего младшенького Андрюшки. А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая?
Дети: деревянная.
Хозяйка: А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того какую еду собираются есть. Догадались что это?
-Ответы детей.
Хозяйка: Мы называем её солонка. Почему её так называли?
Дети: Потому что в неё насыпали соль.
Хозяйка: Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол, (повторите, пожалуйста, солонку можно поставить на стол). Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре».
А вот и макитра, в ней тесто ставят, она большая. Вот сколько теста там помещается, чтобы на всю большую семью пирогов и хлеба напечь! Ее делали из глины. Значит, какая она?
Дети: сделана из глины.
Хозяйка: А ещё из глины делались разные сосуды: глечики и махотки. Глина – тяжёлый материал, и посуда из глины получается тяжёлая. Возьмите в руки.
Хозяйка: Казаки очень ценили эту посуду за то, что холодная вода в них долго оставалась холодной, молоко и сметана долго не прокисало. (повторите пожалуйста, холодная вода в них долго оставалась холодной). Ну что я вам ещё не показала? Что это такое?
Дети: Ложки.
Хозяйка: А вы такими ложками кушаете? Чем мои ложки отличаются от ваших? (дает в руки ложки)
Дети: Ваши ложки деревянные, а наши железные, они тяжелее. А как вы думаете, в какую ложку больше каши поместится? Значит деревянная ложка глубже, чем железная.
Хозяйка: Ой, мне кажется наши ложки лучше, из них можно горячие щи есть. А ложки из железа нагреваются, можно обжечься.
Ну а эту посуду вы точно знаете. Что это?
Дети: самовар.
Хозяйка: Как вы думаете, для чего служит в стряпке самовар?
Ответы детей: чтобы нагреть воду для чая.
Хозяйка: Самовары делали из дорогого материала, медь называется. Значит какой самовар перед нами? Такой самовар прослужит долго и не поржавеет.
Давайте поиграем, кто быстрей соберет самовар. Проводится д/и «Собери самовар из разрезных картинок»
А чай мы пьем из вот таких кружек, как вы думаете, из чего они сделаны? (хозяйка даёт детям рассмотреть кружки).
Дети: Кружка сделана из глины.
Хозяйка: А как вы это определили?
Дети рассуждают: Она тяжелая, если постучать по кружке, то раздаётся какой звук?
Хозяйка: Ой, у меня гости в доме, а стол весь заставлен посудой. Ребята, поможете мне расставить посуду на полки?
Воспитатель: А заодно и покажем вам, как мы с ребятами запомнили всё, что вы нам рассказали.
Воспитатель: Вы берете один предмет, называете его, говорите из чего он сделан и для чего он нужен. Например: Я взяла ложку, она сделана из дерева, ею едят кашу или щи.
Последний предмет – треснутая деревянная кружка.
Воспитатель: Ой, хозяюшка, а кружка то треснула!
Хозяюшка: Ой, смотрите, вот беда! Любимая кружка моего хозяина треснула. Она деревянная, он из неё квас любит пить. Что же делать?
Воспитатель: Дорогая хозяюшка не переживайте. У наших ребят золотые руки, и лениться они не любят. Ребята, давайте вспомним, какая есть заповедь казаков о труде?
Дети «Будь трудолюбив – не бездействуй».
Воспитатель: Ребята поможем починить кружку, Хозяюшка может у тебя ещё какая посуда для ремонта найдётся?
Хозяйка: Конечно, найдётся!
Проводится д/ и: «Собери разбитую посуду». (Собрать разрезную посуду разных цветов из разрезных картинок)
Хозяйка: Какие вы молодцы, дети, трудолюбивые, прилежные, дружные. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитали. Вот по вам я сужу о ваших родителях. Ведь у нас у казаков говорят : «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».
Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род.
Хозяюшка: Как вы меня порадовали, ребята, своим интересом к нашим казачьим традициям, своими знаниями. Мне так захотелось с вами ещё пообщаться, за чайком, за пирогами посидеть. Оставайтесь!
Воспитатель: Спасибо тебе хозяюшка, но нам домой возвращаться пора, у нас ещё много дел осталось. Нам у вас так понравилось, мы много нового узнали. Ребята, расскажите, что нового вы узнали?
Ответы детей (узнали о посуде, из чего посуду делали, какие блюда готовили в ней, познакомились с убранством стряпки, познакомились с новой заповедью).
Хозяюшка: А переделаете свои дела и приходите после обеда, к этому времени и тесто подойдёт. Будем пироги печь, чай пить, разговоры вести, старину вспоминать, да род казачий прославлять.