Масловская Галина
«Зимующие птицы». Конспект занятия в разновозрастной группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе ЗПР по стандартам ФГОС ДОО
на тему: «Зимующие птицы-экскурсия в лес»
Учитель-дефектолог: Масловская Г. И.
г. Минеральные Воды
2024 год
Конспект занятия в разновозрастной группе с ЗПР «Мальвина»
Тема: «Зимующие птицы-экскурсия в лес»
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Цель: продолжать способствовать формированию представлений о живой природе, закреплять знания, умения и навыки по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-продолжать формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменениях в природе, активизировать словарь детей по данной теме;
-учить детей различать и называть зимующих птиц, дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
-закреплять умение подбирать слова-антонимы;
-закреплять умение образовывать сложные прилагательные и использовать в речи предлоги: на, в, около, под.
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями;
-совершенствовать навыки связной речи при составлении сложных предложений с союзом «А» и составлении описательных рассказов о зимующих птицах;
-продолжать развивать внимание, мышление и слухо-речевую память, наблюдательность при рассматривании зимующих птиц;
развивать слухо-моторные и рече-двигательные координации на речевом материале.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать основы экологического воспитания;
-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Предварительная работа: беседы о птицах; наблюдение на прогулке за птицами; рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»; чтение художественных произведений.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед: Доброе утро животным и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Давайте подарим друг другу и гостям улыбки.
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года? Как вы догадались? Давайте подойдем к окошку и назовем признаки поздней осени.
Основная часть:
Логопед: Дети, давайте с вами прогуляемся в лес. Осенью хорошо прогуляться по свежему воздуху. Давайте построим автобус и отправимся на прогулку (построение из стульчиков автобуса). Автобус готов. Занимайте места.
(логоритмическое упражнение «Автобус).
Логопед: Мы приехали в лес. (дети становятся вокруг обруча с картинками зимующих птиц). Поздняя осень-холодное время года. Вся природа замирает и погружается в волшебный сон до самой весны (т-шшшш). Погода какая? (осенняя). Лишь дует холодный ветер (в-вввв). Ветер какой? (осенний). Тяжело стонут деревья от ветра (м-ммм). Деревья какие? (осенние). Шелестят листья под ногами (ш-шшш). Листья какие? (осенние).
Чьи голоса мы слышим? (звукозапись птичьих голосов). Когда наступают холода, птицам становиться голодно, корма не так много. Спрятались насекомые. Многие птицы улетели в теплые края, но некоторые остались зимовать с нами. Как этих птиц называют? Почему они так называются? (картинки зимующих птиц лежат в обруче, речевая игра "Один-много").
Логопед: Дети, нужно назвать птицу и посадить её на ветку дерева. (Дети перечисляют птиц : голубь, свиристель, воробей, клёст, сорока, синица, сорока, ворона, галка).
Логопед: Смотрите, какие разные птицы! Давайте поиграем в игру
Игра с мячом "Скажи наоборот" (составление предложения с союзом "А")
Воробей маленький, а ворона (большая).
Голубь тяжёлый, а синица (лёгкая).
У снегиря хвост короткий, а у сороки (длинный).
У синицы клюв тонкий, а у вороны (толстый).
Логопед: А вот другая игра (речевая игра «Скажи, одним словом»).
Эти длинные слова, в каждом слове -слова два.
Дважды ты рукой взмахни, слово длинное объясни.
У снегиря красная грудь, - он какой? - (красногрудый).
У сороки белые бока - (белобокая).
У воробья короткий хвост - (короткохвостый).
У вороны чёрные крылья - (чёрнокрылая).
У сороки длинный хвост -(длиннохвостая).
У дятла красная голова - (красноголовый).
У снегиря короткие лапы – (коротколапый).
У синицы жёлтая грудь – (жёлтогрудая).
Логопед: Ребята, вы большие молодцы справились с заданием. Как люди помогают птицам зимой?
Дети: Они вешают кормушки, подкармливают птиц.
Посмотрите, кто- то прилетел и сел к нам на кормушку.
Дети: Это снегирь.
Игра «Что делал снегирь»?
Как он резвится. Что он сделал? (влетел в кормушку).
- А теперь? (вылетел из кормушки).
-Куда он спрятался? (под кормушку).
-Где летает снегирь? (около кормушки).
-Куда он сел? (на ладонь)
-Где отдыхает снегирь? (в кормушке.).
Молодцы, правильно определили, где был снегирь.
Логопед: А, что любит дятел делать в лесу? (кинезелогическое упражнение для рук "Дятел на суку сидит. ")
Дети: достаёт насекомых из-под коры деревьев, уничтожает вредителей, орехи, жёлуди, семена из шишек ели и сосны, может, есть и сало.
-Чем питается синица?
Дети: нежареными семечками подсолнуха, несолёным салом, овсом, орехами, хлебными крошками.
- Чем можно угостить воробья?
Дети: семечками подсолнуха, тыквенными, арбузными, зерном, пшеном, гречкой, перловкой, хлебными крошками.
-Чем питается клёст?
Дети: шелушит из шишек ели и сосны семена, любит семечки подсолнуха и тыквенные.
Дети, а что интересного вы знаете про клеста?
Дети: Клёст зимой в мороз высиживает птенцов.
А что любим мы вороны?
Дети: зёрна, хлеб, орехи, плоды деревьев, ягоды. Любят украсть корм у других птиц.
- Чем питаются голуби?
Дети: хлебные крошки, семечки, крупу, пшено, зёрна, овёс, овощи, фрукты.
-Чем питается свиристель?
Дети: ягодами рябины.
Что любят сороки?
Дети: тыквенные семечки, зерно.
-Чем питаются снегири?
Дети: рябиной, семенами клёна, ясеня, почками деревьев.
Благодаря помощи человека у птиц много корма.
Логопед: Ребята, чем нельзя кормить птиц?
Логопед: Кто знает, как ворона раскалывает орехи.
Дети: Взлетает на ветку высокого дерева и сверху бросает на дорогу, и он раскалывается.
Логопед: Кафе открывается, гости приглашаются (речевая игра " Делим слова на слоги орешками"-упражнение на чувство ритма «Постучи в орешками»). Ребята, давайте поможем дятлу созвать птиц - разбирайте по два ореха. Повторяйте за мной.
(Речевая игра " Воробей"-работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением).)
Среди зимних птиц скорей- скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)
Воробушек-пташка, серая рубашка.
(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.)
Откликайся, воробей- вылетай-ка, не робей.
(«Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)
Логопед: А теперь давайте расскажем о зимующих птицах (составление описательных рассказов по картинкам).
Логопед: Дети интересно провели время в лесу, но пора прощаться с птицами и возвращаться в детский сад. В следующий раз мы сделаем и развесим кормушки и соберём разный корм.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Логопед: Дети, садитесь в автобус. Поехали. Вот мы и приехали в наш любимый детский садик.
Итог занятия :
Вам понравилась наша прогулка?
Что вам больше всего запомнилось?
Каких птиц мы встретили?
Вы были молодцы.