Екатерина Вонокова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию «Русский платок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75»
Подготовила воспитатель: Вонокова Екатерина Александровна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно – эстетическому развитию «Русский платок».
Цель: расширить представления детей о народном декоративно- прикладном искусстве.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию „Русский платок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с определенным видом народного искусства – Павло-Посадские платки.
• Закрепить знание о характерных элементах росписи (цветах, листьях, их цветовой гамме, учить строить композицию;
• Закреплять умение детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину.
• Формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к народному искусству.
• Развивать чувство композиции.
• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
• Воспитывать умению любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
• Воспитывать самостоятельность.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа:
Беседа «Русские платки», рассматривание альбома «Русские шали», знакомство с народными играми, просмотр видеофильма «Русский платок».
Интегрируемые образовательные области:
Социально- коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: Бахрома, ручная набойка.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ технология, игровая.
Методы и приемы:
• Наглядный: рассматривание, образец, показ воспитателя
• Словесный: беседа, пояснение, рассказ, вопросы.
• Практический: самостоятельное выполнение заданий, проявление творчества и фантазии.
• Игровой.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, аудиозапись народной музыки, мольберт.
Демонстрационный материал: репродукции, Павло-Посадские платки.
Раздаточный материал: альбомные листы, краски гуашь, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Структура непосредственно образовательной деятельности:
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть (рефлексия)
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
«В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо,
В центре круга соберемся и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и играть сейчас начнем!»
(Дети совместно с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом)
Ребята, занимайте свои места на стульчиках. А у нас сейчас занятие рисование.
Основная часть.
Звучит русская народная мелодия, в группу вносится корзина.
Воспитатель: Ребята, в нашей корзине спряталась интересная вещь, я сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
«Это предмет одежды — кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане». Что же это? (Ответы детей: платок).
Воспитатель: Совершенно, верно, это платок. Ребята в старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. Для многих женщин – это лучший подарок. Сегодня даже самые модные и современные женщины стали использовать в своём гардеробе платки. Платки можно носить в любое время года.
Ребята, а еще здесь находится приглашение, сейчас я вам его прочту:
«Дорогие ребята! Приглашаем вас в музей Павло-Посадских платков. Ждём вас обязательно!» Ребята, вы хотите пойти на выставку? (Ответы детей: да). Но сначала мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево! Смотрит вправо!
А теперь вперед! Тут немного отдохнет!
(глазки не напряжены и расслаблены).
А Варвара смотрит вверх – выше всех, дальше всех!
А теперь – смотрит вниз, глазки наши напряглись.
А теперь – глаза закрыла, и открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова, и к занятию готовы!
Просмотр презентации. Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд 1-2
В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди полей и лесов, стоит славный город – Павловский Посад. Давным-давно жили в том городе мастера умелые. Собрались они однажды все вместе и стали думать думу, как бы им мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали они, думали и придумали…Основали в городе небольшую шелкоткацкую фабрику. Хозяевами стали братья Лабзины: Андрей, Иван да Еремей.
Ткали на фабрике ткани шелковые. Шло время, и решил один из братьев начать ткать да разукрашивать разными красками платки набивные - теплые, удобные, красивые. И назвали те платки – шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли павлопасадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они всем людям на земле. В разных странах хвалили русских мастеров да уважали.
До сих пор в этом городе продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. В этом городе есть музей, где посетители знакомятся с историей возникновения платка.
Слайд 3
В старину на Руси самым желанным подарком был платок. Его дарили женщинам в знак добрых чувств, внимания и любви.
Слайд 4
Посмотрите на платки. Какой они формы? (Ответы детей) Что на них изображено? (Ответы детей)
Слайд 5
Искусство украшения платка в России развито с давних времен. В рисунках, украшающих платки, развиты цветочные мотивы. Знаменитые шерстяные и полушерстяные шали из г. Павловский Посад украшены орнаментами из пышных садовых цветов, чаще всего роз.
Слайд 6
Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называют «манеры» или «цветки». Число «манер» соответствует числу красок данного узора. Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем – более темные.
Слайд 7
Два набойщика одновременно набивают две краски на платок. После набивки двух красок изделие просушивают и так последовательно набивают все цвета, постепенно заполняя весь квадрат рисунка.
Слайд 8
Узоры могут сочетать садовые цветы, ягоды и листья рябины, земляники.
Слайд 9 -14 (просмотр платков)
Слайд 15
Посмотрите на платки и скажите, как заполнено узорами поле платка?
Слайд 16
Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Слайд 17
Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд, замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру.
Слайд 18
Посмотрите на образцы нанесения узоров.
Слайд 19-21
Посмотрите какие женские портреты рисовали художники.
Воспитатель: ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия в музее, и пришло время нам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
(играет музыка)
1, 2, 3, 4, 5 вышли дети погулять (шагают,
Остановились на лугу (остановились)
Дальше я быстрей бегу (бег на месте)
Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)
Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)
Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи).
Воспитатель: вот мы с вами и размялись. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру: «Платок».
Игра «Платок»
На Руси ни одно гулянье не обходилось без нарядного, узорчатого платка. Давайте и мы с вами поиграем с платочком.
Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и г8оворит: Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: ребята, мы сегодня познакомились с волшебным чудом Павло-Посадской земли – с набивными шалями. Послушайте, какие красивые названия дают мастера своим шалям: Весна, Сказка, Тайна, Метелица, Фантазия, Русская красавица и др.
Вам, наверное, самим очень хочется поскорее окунуть кисть в краску и придумать свой неповторимый узор. Я предлагаю вам изготовить свой платок и придумать для него название. Но с начала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Пройдите в нашу мастерскую. За дело!
(дети проходят на рабочие места, во время работы звучит тихая народная музыка).
Самостоятельная работа детей: воспитатель проводит индивидуальную и фронтальную работу с детьми. Когда работы закончены – выключается музыка дети любуются платочками.
Воспитатель: ребята, вы наверное устали и давайте немного отдохнем.
Самомассаж «Чтобы не зевать от скуки»
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на
соответствующие слова.
Чтобы не зевать от скуки, постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, и немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Рефлексия
Воспитатель: итак, ребята, в каком старинном городе мы посетили музей? (Ответы детей: Павловский Посад). Что интересного мы узнали об этом городе?
(чтение стихотворения по цепочке)
1. Это очень славный городок
2. Символ города – платок.
3. Набивным узором славится,
4. Всему миру очень нравится.
Что изображено на Павло-Посадских Платках? (Ответы детей: цветы)
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за ваше старание, Молодцы!
А из ваших платочков мы сейчас сделаем свою выставку и каждый скажет мне название своего платка.