Ольга Гривцова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весёлое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Незабудка» по развитию речи.
Тема: «Весёлое настроение»
Составила:
Гривцова О. В.
Октябрь
2024 год.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Весёлое настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Тема: составление рассказа «Весёлое настроение».
Цель: совершенствование умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Задачи:
Образовательные: активизировать использование в речи детей имен прилагательных (подбор определений);
Развивающие : развить речь детей
Воспитательные: воспитывать интерес к составлению рассказа
Словарная работа: настроение.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, составление рассказа «Веселое настроение», рассматривание картинок, беседа о погоде.
Оборудование: мольберт, доска.
Демонстративный материал: картинки, схемы для занятия.
Раздаточный материал: картинки для игры «Угадай настроение», «Волшебный мешочек» для игры.
Ход занятия.
I .Организационная часть.
Воспитатель. - Ребята, недавно был праздник 1 сентября. Какое у Вас было настроение в этот день. (Веселое, праздничное, радостное, хорошее.)
Воспитатель. - А если у человека не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать такое настроение? (Не веселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.)
Воспитатель. - Не веселое, унылое настроение бывает оттого, что, например, погода плохая. А бывает и наоборот. У человека отчего-то грустное, тоскливое настроение, и ему погода кажется плохой.
Я сейчас прочитаю вам стихотворение. В нем как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого - плохое.
Воспитатель читает детям стихотворение М. Щеловановой "Утро"
-Какое сегодня утро?
-Сегодня плохое утро,
-Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
-Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня весёлое утро?
И тучи уходят прочь.
-Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
-Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
Воспитатель. - Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении сказано про утро? (Плохое - хорошее, скучное - веселое)
Воспитатель. - Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный)
Воспитатель. - А когда светит солнце, как мы назовем такой день? (Солнечный, ясный)
Если дети затрудняются с ответами, педагог читает соответствующую часть стихотворения еще раз.
Воспитатель. - Дети, а еще на настроение человека влияет то, как к ним обращаются его друзья. Возьмитесь за руки и давайте прочитаем стихотворение. Дети становятся в круг и берутся за руки.
-Слово это, словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
II .Основная часть.
Воспитатель. -Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться и улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на…. (воспитатель показывает схему «солнце»)
Воспитатель. - А еще настроение может быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой набегают слезы. И похоже такое настроение на… (воспитатель показывает схему «дождя»)
Воспитатель. - А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем - то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И похоже это настроение на…. (воспитатель показывает схему «солнце из-за тучки»).
Воспитатель. - Дети, почувствуйте свое настроение. Какое оно? : веселое, грустное или спокойное. Подойдите к столу и возьмите ту картинку, которая соответствует нашему настроению.
Воспитатель. -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение».
Я буду вам читать ситуацию, а вы показывать настроение картинкой.
- С каким настроением ты
- встречаешь маму,
- идешь по парку,
- гладишь кошку,
- упал в лужу,
- рисуешь в альбоме,
- идешь к зубному врачу,
- разговариваешь с другом,
- смотришь на свою испачканную одежду,
- танцуешь на празднике,
- любуешься природой,
- мажешь зеленкой разбитую коленку,
- кушаешь мороженое.
Воспитатель. - Посмотрите на картинку «У девочки День рождение» , а я вам прочту стихотворение:
«Что за день, ну просто чудо!
Солнца лучики повсюду.
Рита в радостном волненье.
Ведь сегодня День рожденья!
Нужно ей гостей принять,
В игры с ними поиграть.
Торт с друзьями разделить.
Всех ребят развеселить!»
Воспитатель. - Как можно назвать то чувство, которое испытывает Рита? Почему она радостная? Что вызвало у нее радостное чувство?
- По каким признакам можно понять, что человек радуется?
- Каким образом мы выражаем свою радость?
- Как мы называем человека, который радуется?
- Вспомни или придумай ситуацию, в которой дети могут радоваться?
Воспитатель. - А теперь посмотрите на картинку «Девочка заболела», а я прочту вам стихотворение.
«За окошком солнце светит,
Во дворе гуляют дети.
Оля кашляет с утра,
Дома ей сидеть пока.
И нерадостны игрушки.
Ей нужны сейчас подружки.
Грустно Оленьке одной.
Что же делать ей с тоской?»
-Что произошло с Олей?
-Как можно назвать такое состояние?
- По каким признакам мы можем понять, что человек грустит?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Грусти»
Физкультминутка "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали».
Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
Воспитатель. - Назовите слово, противоположное по смыслу слову «трудное». Что еще может быть легким?
Воспитатель (помогая детям). -Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан? Какой в нем груз?
-Дует слабый ветер, ветерок. Как о таком ветре можно сказать по-другому?
-Какими словами, близкими по смыслу, можно сказать про легкую задачу?
-А если задача не легкая, то какая она?
-Если чемодан не легкий, в нем много вещей, то какой он?
-Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он?
-Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу слово будет….
-Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова…
-Если мы называем ветер слабым, то противоположное по смыслу слово ….
План рассказа:
- Кто изображен на этой картине?
- Как можно назвать их одним словом?
- Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?
- Назовите всех членов семьи.
- Чем они занимались до того, как собрались вместе?
- Чем заняты члены семьи сейчас?
- Какое настроение у взрослых и детей?
- Какая это семья? (большая, дружная, веселая)
-Какое название можно дать этой картине?
-Составьте рассказ по картине. (Дети составляют рассказ по картине)
Примерный текст. Вечером вернулся с работы папа. Ваня пришел из детского сада, а Петя из школы.
Дома их радостно встретила мама с малышкой Лизой и пригласила к столу.
После ужина каждый занялся своим любимым делом. Ваня принес свою любимую игрушку и стал играть с папой. Мама кормила с бутылочки Лизу. Петя читал свою любимую книгу, а потом с удовольствием играла с младшей сестренкой Лизонькой, потому что соскучилась по ней за весь день. Котенок тоже разыгрался с клубком. Всем было весело и хорошо. Как замечательно жить в такой дружной семье.
Воспитатель. - У меня есть волшебный мешочек, и я предлагаю вам сложить в него все плохое настроение, всю свою грусть. И так как у нас мешочек волшебный (трясем мешоче) и произносим заклинание:
«Все плохое настроение, которое мы положили в мешочек, превратиться в хорошее, радостное и веселое». Воспитатель достает из мешочка эмблемы с изображением солнышка и раздает их детям.
Воспитатель. - Волшебный мешочек наше плохое настроение расколдовал, а веселое и доброе подарил нам.
Воспитатель. - Давайте, еще раз подойдем к столам и посмотрим, как же изменилось у вас настроение после такого интересного занятия. Я уверена, сейчас у всех детей оно будет отличное и веселое. (Дети выбирают карточку «Солнце», «Солнце из-за тучки», «Тучка»).
Практическая часть.
Воспитатель. - Сейчас я предлагаю пройти в нашу мастерскую, занять рабочие места. Передайте свое настроение на ладошке. (Дети обводят свою ладошку и рисуют свое настроение).
III. Заключительная часть:
Воспитатель. - Сегодня мы с вами поговорили, какое у нас может быть настроение. Хотите, чтобы у всех людей, которые нас окружают, было только радостное настроение? Все зависит от нас самих.
- Есть несколько правил, которые нам помогут:
-Старайся сам быть доброжелательным к людям;
-Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай;
-Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступать.
- Будете соблюдать эти правила, и у вас всегда будет веселое, радостное настроение.