Ольга Николаева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Народные игрушки»
Конспект НОД на тему : «Народные игрушки».
Цели и задачи: продолжать ознакомление детей с народно-прикладным искусством, народной игрушкой; развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, речь, эстетические чувства,воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Народные игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал и оборудование: игрушки с русским и мордовским узором, иллюстрации с изображением мордовских матрешек, аудиозапись мордовской музыки.
Ход занятия
Воспитатель:(Показываете поделки). Узнали из чего?
Воспитатель: А дома с какими игрушками вы играете?
Да, это игрушки фабричные : художник задумал, инженер подобрал материал, слесари-ремонтники проверили и наладили машины, рабочие делали, и получились игрушки, которые нам купили в детский сад.
Воспитатель: Довольны рабочие фабрики, что вы играете их игрушками! Конечно.
Но в изготовлении такой игрушки - участвовали люди разных профессий.
Воспитатель: А есть игрушки, которые делают умельцы! Такие игрушки научились деть очень давно. Делали их в разных селах, которые раскинулись по берегам Волги. Посмотрите на карте - это большая, могучая река. И живут на берегах этой русской реки умельцы. Дети, посмотрите, на столе стоят: Семеновская матрешка, Дымковская барыня (могут быть другие).
Воспитатель:А как вы думаете, эти умельцы делают автомобили, пирамидки,Лего!
Почему не делают?
Конечно, ведь их стали делать тогда, когда еще автомобилей не было. Ездили на лошадях, а носили длинные сарафаны. Это - РУССКИЕ ИГРУШКИ!
И каждый народ имеет свои игрушки, которые с давних времен делали для своих ребятишек. А умения предавали от деда к отцу, от отца к сыну, если мужское умение, а женское - от бабушки, к матери, от матери к дочери, Поэтому до наших дней дошли эти чудесные изделия ручной работы и нас теперь радуют.
Воспитатель: А как вы думаете, Семеновскую матрешку и Дымковскую барыню в одном селе делали? А как догадались, что в разных? Разные названия деревень! Да, разные материалы.
Воспитатель: А почему в одной деревне игрушки делали из глины, а в другой из древесины? Да, наверно, в одном селе рядом рос лес, а в другом были глинистые места.
Воспитатель:А когда стали делать игрушки? В стародавние времена, когда еще автомобилей не было и можно было делать только из того материала, который легко добывался жителями села.
Дети, обратимся еще раз к нашей карте. Не далеко от реки Волга раскинулась наша малая Родина.
Воспитатель: Как она называется? - Мордовии. Мордва богата народными умельцами (Показ игрушек) Эти игрушки сделаны мастерами нашей Мордовии.
Воспитатель: А на какие три вида их можно разделить? Они трех видов: глиняные, деревянные, текстильные.
На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались, а просто покрывались глазурью.
Воспитатель: А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.
Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка -это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.
Воспитатель: А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки — забавная птичка-свистулька, украшенная яркой росписью является музыкальной игрушкой.
Воспитатель: Для чего нужна такая игрушка? ( Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть).
Воспитатель: Отгадайте-ка мою загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Что такое матрешка?
Дети: Это игрушка.
Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?
Дети: Потому, что её сделали мордовские мастера.
Рассказ воспитателя: В 70-е годы в Мордовии были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском и Теньгушевском районах. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки- сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.
Воспитатель показывает на текстильные игрушки
Воспитатель: Кто из вас знает, что это за игрушки?
Дети: (предполагаемый ответ) эти игрушки сделаны из ткани, ниток и др.
Воспитатель: Это текстильные игрушки.
Воспитатель: Во что они одеты?
Дети: (предполагаемый ответ) в сарафаны, в мордовские платья и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Вам понравились игрушки?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: А еще что вам понравилось?
Дети: (предполагаемый ответ)
— А мне понравилась матрешка;
— А мне понравилась свистулька;
— А мне понравилась кукла из ткани.
Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей Мордовии. Эти игрушки трех видов : глиняные, деревянные, текстильные.