ольга шевелева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»
▼ Скачать + Заказать документы
Способ организации детей : подгруппа девочек из 11 человек.
Предварительная работа с детьми
1. Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию.
2. Составление рассказов на тему «Моя любимая кукла».
3. Сюжетно-ролевые игры с куклами : «Дочки-матери», «Кукла заболела» и т. д.
4. Изготовление альбома «Куклы разных времен».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Кукла из глубины веков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
5. Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица – такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. д.
6. Изготовление обрядовой куклы на Масленицу, куклы – «бессоницы».
Наглядный дидактический материал
Демонстрационный материал:
Куклы «берегиня», «зернушка», «травница», «десятиручка», «бессоница», «мировое дерево», соломенные куклы, «дымковская барышня»; куклы, связанные из ниток, матрешки; выставка современных кукол; альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых (обережных) кукол; детские костюмы – куклы и оловянные солдатики; схема изготовления куклы-скрутки.
Раздаточный материал: заготовки лоскутков для приготовления куклы-скрутки, нитки.
Задачи
1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.
2. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память.
3. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.
Ход занятия
1. Часть - вводная
Танец кукол и оловянных солдатиков (муз. Н. Вересокина «Озарная полька»).
2. Часть – основная
Воспитатель: Дорогие мои барышни! Мы начали занятие с танца этих очаровательных кукол неспроста. Сегодня у нас девичьи посиделки, и мы поговорим о наших девичьих заботах – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол! Их вам покупают, дарят. Сегодня к нам на занятие (имя девочки) принесла свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите, что она умеет. (Демонстрирует умение куклы говорить и петь песню.) Кукла – это что?
Дети: Кукла – это игрушка.
Воспитатель: Как с ней можно играть?
Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами – она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.
Воспитатель: Как называется игра, когда дети играют с куклой?
Дети: «Дочки - матери».
Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков? Только куклы в старину были не такие, как сейчас. Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. Вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?
1-й ребенок.
Золотистая солома,
Без сомненья, всем, знакома.
Соберем ее в пучок
И повяжем в колосочек.
Ленточку шелковую
Розовую, новую.
Лоскуточек ситца
Тоже пригодится.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша!
На Руси делают куклу из соломы!
(Показывает куклу.)
2-й ребенок.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щеки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво-
Барышня, ты так красива!
Такую куклу делали из глины, а называется она «Дымковская игрушка».(Показывает куклу.)
3-й ребенок.
Рукодельница-мастерица
Вечером вязала на спицах
Не платочек, не шарф, не шапку,
А веселую куклу Марфу!
Этих нарядных кукол связали из клубочков ниток! (Показывает куклу.)
4-й ребенок.
Поглядите-ка скорее:
Щечки розовеют,
Пестренький платочек
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Русские матрешки!
Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (Показывает матрешку.)
Воспитатель: Можно, я подержу в руках твою Матрешку? Какая она яркая, красивая! А я знаю старинную русскую игру «Возьми матрешку».
Игра «Возьми матрешку»
Под музыку русской народной песни «Барыня» девочки водят хоровод, исполняют русскую пляску, а по окончании музыки берут матрешку.
Дети:
Ну-ка «русскую» давайте,
Веселее начинайте.
Прогуляемся, прогуляемся!
Мы похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко.
Забавляемся, забавляемся!
Ножкой громко застучим,
Чтобы всех нас услыхали,
Постараемся, постараемся!
А теперь пошли вприсядку,
Вот какие мы ребятки!
Не стесняемся, не стесняемся!
Воспитатель:
Вы, девчонки, не спешите,
А немного попляшите.
Кончит музыка играть –
Матрешку нужно быстро взять!
Воспитатель:
Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?
Дети: Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.
Воспитатель: Да, про тряпичных или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?
Дети: Были игровые куклы, с которыми дети играли. Такую куклу называли «девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на Масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали детей и взрослых от злых духов, болезней, помогали справиться с трудностями: в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» кукла помогала девочке – сироте.
Воспитатель: Скажите, кто делал малышке – девочке первую куклу?
Дети: Первую куклу мастерили взрослые – мама или бабушка.
Воспитатель: А в дальнейшем кто шил девочке кукол?
Дети: Девочки шили кукол сами: так они учились пользоваться иголкой, ножницами, ведь им придется потом самим шить одежду для себя или своей семьи.
Воспитатель: Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?
Дети: На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы, обращаются с ними бережно – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами. А если дети не играют в куклы или играют мало, бездельничают, то и хозяева из них будут плохие, пропадет дом.
По кукле, с которой играла девочка, судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа», - говорили в старину.
Воспитатель: До каких пор девочки играли на Руси в куклы?
Дети: Пока у них не появлялись свои дети.
Воспитатель: Куклы в старину были безликими, то есть без лица. У меня в корзине куклы, которые достались мне от моей мамы, от моей бабушки. Это старинные куклы. (Показывает кукол.) Вот это – «берегиня» - моя самая любимая. Эта кукла бережет меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.
Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у нее был порядок, чистота.
Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Ее наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребенка.
Игра
Вот такие куклы были у наших предков. Люди наделяли их волшебной силой и с их помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, спокойными, усидчивыми, старательными. Почти все были мастерицами: умели шить, вышивать, вязать кружева. А вам хотелось бы самим сделать куклу? (Дети соглашаются.) Запомните, приступая к работе, нужно думать о хорошем. Я бы хотела, чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.
Игра «Закончи пословицу»
От скуки бери дело (в руки).
Маленькое дело лучше большого … (безделья)
Была бы охота – заладится любая (работа)
К большому терпенью придет и … (умение).
Поспешишь – людей… (насмешишь)
Глаза страшатся, а руки … (делают)
Где хотение, там и (умение) .
После игры девочки по схеме изготавливают кукол-скруток из заранее приготовленных заготовок.
Воспитатель: Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну пословицу «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в дочки-матери. У вас теперь на одну куклу стало больше.