Ольга Попова
Конспект занятия в подготовительной группе «Собираем с любовью, храним с заботой» по теме «Библиотека»
▼ Скачать
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья.
Быль, сказка, повесть и рассказ-
Все старые друзья.
Но не стареем мы, друзья,
Попробуй заглянуть,
Страницы наши развернуть-
И с книгой в добрый путь!
Цель: знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Задачи:
• Формирование правил поведения в библиотеке.
• Выяснить, как расположены книги, где получить информацию о содержании книги.
• Обучение правил обращения с книгой.
• Узнать, как найти нужную книгу.
• Познакомиться с историей книги.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Собираем с любовью, храним с заботой“ по теме „Библиотека“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
• Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.
• Познакомить с профессией библиотекарь.
• Показать значимость библиотеки.
• Активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
1. Рассматривание книг, иллюстраций.
2. Организовать выставку книг.
3. Знакомство с профессией библиотекарь.
4. Экскурсия в Детскую библиотеку с родителями.
5. Приготовить выставку книг-справочников.
Материал: «Выставка книг», иллюстрации по теме, книги разного переплета и обложки энциклопедии, словари, справочники, картина «Библиотека».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня хочу познакомить вас с древним изобретением человека.
«Сегодня день у нас особый!
Мы познакомимся друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.»
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку и, только отгадав ее, вы поймете о чем идет речь.
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.»
— Что это? (Ответы детей) Правильно, это книга.
— Для чего нужны книги? (Ответы детей) Правильно, чтобы много знать, стать умнее, узнать новое, хорошо учиться в школе.
— А кто пишет и создает книги? (Ответы детей) Правильно, автор.
— Автор - это кто? (Ответы детей) Правильно, писатель.
— А художник помогает автору сделать книги более интереснее. Что он делает? (Ответы детей) Правильно, оформляет обложку и рисует картинки к книге.
— Такие картинки как называются? (Ответы детей) Правильно, иллюстрации.
— Что такое книга? (Ответы детей) Правильно, книга - это древнее изобретение человека. С ее помощью люди записывали и сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).
Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат. Книги в давние времена стоили дорого, т. к. создавались медленно, потому что писались от руки. В Древней Руси переписчиков книги называли - летописцами. В Древности все книги были рукописными, потому что их писали от руки. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства.
— О чем нам рассказывают книги? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами: сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки.
— Как называют людей, читающих книги? (Ответы детей) Правильно, читатели.
— Как одним словом назовем : сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки? (Ответы детей) Правильно, жанр.
Д/игра «Угадай и назови». Дети должны назвать героя или название произведения.
— Назови писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтика и Шпунтика? (Н. Носов)
— Кто из трех поросят построил самый прочный дом? (Наф-наф)
— Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
— Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь)
— Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
— Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Воспитатель: Так где - же рождаются (печатаются) книги? (Ответы детей) Правильно, в типографии.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где лежат книги и рассмотреть их.
— Из чего состоит книга? (Ответы детей) Правильно, обложка, страницы, переплет.
— Каждая книга состоит из обложки, титульного листа, предисловия, иллюстраций и содержания.
— Для чего нужна обложка книге? (Ответы детей) Правильно, покрытие книги, которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют переплетом. Переплет всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, иногда – издательство и год издания.
— Откроем наши книги. Перед нами первый лист книги – титульный. Это первая страница книги, на которой напечатаны её название, фамилия автора, издательство и год издания, то есть самые главные сведения. Наши книги с иллюстрациями, значит на титульном листе указана фамилия художника.
— Более подробные сведения о книге можно узнать из предисловия.
— Что такое иллюстрации? (Ответы детей) Правильно, иллюстрации – это не только рисунки, но и фотографии, таблицы, схемы, графики, карты. Они не только «украшают» книгу, но и помогают лучше раскрыть содержание, понять текст.
— Что такое содержание? (Ответы детей) Многие книги состоят из отдельных рассказов, стихов, сказок. Чтобы быстро найти нужный рассказ, надо заглянуть в содержание. Оно бывает в начале или в конце книги. Здесь перечисляются все произведения вошедшие в книгу в том порядке, в каком они напечатаны. Рядом указаны страницы. Все листы в книге пронумерованы.
Д/игра «Можно и нельзя» (Дети говорят «Да» или «Нет»)
Книга - самый лучший друг, это знают все вокруг! (Да)
Книгу можно прочитать, (Да)
Руками грязными листать. (Нет)
Если нравится картинка - рви её из серединки. (Нет)
Книгу бережно держи, в неё закладку положи. (Да)
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке. (Нет)
Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши. (Нет)
Книгу в воду не бросай, береги и уважай! (Да)
Воспитатель: Давайте назовем правила обращения с книгой (дети перечисляют, что нельзя делать с книгой).
— Нельзя заворачивать и мять страницы;
— Нельзя перегибать книгу;
— Не рисовать в книге;
— Не вырывать листочки;
— Нельзя мочить книги;
— Нельзя читать книги во время еды;
— Нельзя закладывать в книги ручки и карандаши;
— Нельзя брать их грязными руками.
Воспитатель: Человек, любящий, умеющий читать - это счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются. Где же хранить книги? (Ответы детей)
— Оказывается живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется. библиотека.
— Что же такое библиотека? Библиотека – это место бережного хранения книг, книгохранилище. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Библиотека». Сколько много книг. Полки стоят от пола до самого потолка. Эти полки называются стеллажи. Мальчик и девочка выбирают книги. А кто им в этом помогает? Как называется человек, который работает в библиотеке? Правильно, библиотекарь.
— А как мы назовем мальчика и девочку, пришедших в библиотеку? (читатели)
— На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.
— На стеллажах книги расставлены по алфавиту и по фамилии писателя и поэта. Есть полка сказок.
Д/игра «Закончи пословицу»
1. «Кто много читает, тот много. знает»
2. «Книги - ключ к. знаниям»
3. «Ум без книги, что птица без. крыльев»
4. «С книгой жить – век. не тужить»
5. «Книга учит, как в мире. жить»
6. «С книгой поведешься – ума. наберешься»
7. «Книга – твой друг, без нее как без. рук»
8. «День без книги, что обед без. хлеба»
9. «Книга - источник. знаний»
Воспитатель: Библиотека состоит из двух отделов: абонемента и читального зала. Абонемент - это отдел, где ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Но прежде всего, нужно записаться. На всех читателей обязательно заводиться формуляр. Книги выдаются сроком на 7-10 дней.
В читальном зале есть свои правила!
Правило №1 - книги из читального зала на дом не выдаются, Здесь находятся большие по своим размерам книги, ценные по своему содержанию и книги в единственном экземпляре: словари, справочники, энциклопедии.
Правило № 2: не шуметь, внимательно читать, если необходимо записывать, что непонятное, спросить шепотом. Несмотря на то, что книги в читальном зале не выдаются, на каждого читателя заводится формуляр, вся использованная для чтения литература вносится в формуляр.
Тут книги называются «справочный фонд». Воспитатель предлагает детям подойти к «выставке книг».
— Здесь стоят справочники, энциклопедии, словари. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему много знать. С такими книгами читатели знакомятся в библиотеке. Так как одна из этих книг срочно может понадобиться другому читателю, а ее не окажется в библиотеке.
В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя оставалась чистой и аккуратной.
Физкультминутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять яичко)
Посмотрите-ка, разбила (показать яичко на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель: В библиотеку приходят работать и получать новые знания. Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования библиотекой. Каждый читатель должен соблюдать заведенный порядок. Следует быть вежливым и внимательным к окружающим людям.
— Что такое библиотека?
— Как нужно вести себя в библиотеке?
— Как следует обращаться с книгой?
Воспитатель: Существует пять правил:
1. Тишина. Шум мешает другим читателям.
2. Книгу надо возвращать вовремя, ведь ее ждут другие читатели.
3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их могли прочесть больше читателей.
4. Библиотечные книги нельзя терять, не то не останется книг в библиотеке.
5. Книги в библиотеке надо ставить точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого читателя.
Воспитатель: Книга - ваш надежный друг и советчик, источник бесценных знаний.
Постоянное общение с книгой развивает культуру речи, человек становится более воспитанным, деликатным, учтивым, одним словом вежливым. Вежливость создает атмосферу доброжелательности, желание быть
приятным и полезным окружающим.
Книга - лучший друг на всю жизнь.
Есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для тебя путеводитель по жизни. Дом этот большой и скромный, но всегда удивительный, называется. библиотека. Двери этого дома для тебя открыты всегда и тебе там всегда рады.