Индира Дзейтова
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему
«Моя семья».
Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье, закрепление знания своей фамилии, имени родителей, своего рода.
Задачи:
- Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление: семья – это все, кто живёт вместе с ребёнком;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семьи;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: интерактивная панель, дидактическая игра «Кто кем кому приходится?», сюжетные тематические иллюстрации, фотографии членов семей детей, дидактическая игра «Радость или огорчение?» (круги из картона красного и черного цвета по количеству детей, мягкая игрушка "сердце", декоративные камешки для игры "Раздели обязанности", дидактическая игра "Шкатулка с волшебными словами" (шкатулка, сердечки из картона красного цвета по количеству детей).
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы о семье, рассказы детей о членах своей семьи; заучивание стихотворений по теме, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Основная часть:
Беседа о родственных отношениях между членами семьи.
Воспитатель: Скажите, что такое семья? (ответы детей)
Воспитатель: – Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Работа по сюжетной картине. - Что вы видите на картине? (Это дом.)
- Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)
- Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)
- Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)
- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
- Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)
- Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)
- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)
- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)
- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)
- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой – внук, девочка для дедушки с бабушкой – внучка).
- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)
- Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)
- А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)
Работа над пословицами.
(Воспитатель приглашает детей встать в круг).
Воспитатель: Издавна народ сложил много пословиц и поговорок про семью. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?
«Материнское сердце, лучше солнца греет»
«Вся семья вместе и душа на месте»
«Моя семья – моё богатство»
«В дружной семье и в холод тепло»
«В недружной семье, добра не бывает» (объяснить смысл одной пословицы).
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы: «В недружной семье, добра не бывает» (ответы детей).
Воспитатель: В семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего.
Дидактическая игра «Распредели обязанности».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Распредели обязанности». Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый и будем бросать по одному камешку в стаканчик. Начнём с обязанностей мамы (дети называют по одному виду работ и кладут один камешек в стаканчик; в конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей)
Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит…
Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует, чинит мебель…
Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, печёт пирожки…
Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, ходит в магазин…
Воспитатель: Ребята, у кого больше всего камешков в стаканчике? (у мамы)
Значит, мама выполняет больше всех обязанностей по дому.
Воспитатель: Давайте отдохнём и проведём физкультминутку.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку
Мама руки поднимает, папа бодро приседает
Повороты вправо – влево делает мой братик Сева
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: Молодцы, отдохнули немного.
Дидактическая игра «Шкатулка с волшебными словами».
Воспитатель: У каждого из вас тоже есть семья, но все семьи разные, непохожие друг на друга. Одни семьи – музыкальные, другие спортивные. Бывают дружные, трудолюбивые семьи. (На экране семейные фотографии)
А какая семья у вас?
- Моя волшебная шкатулка поможет рассказать о наших семьях.
В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. Это будут добрые слова о семье.
У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить сердечко и сказать доброе слово о своей семье (беру сердечко и кладу со словами в шкатулку.)
Воспитатель: «Моя семья гостеприимная и крепкая, потому что мы любим друг друга и всегда помогаем друг другу в любой ситуации. А еще мы любим принимать гостей у себя дома». Подойдите к столу и возьмите каждый по 1 сердечку (дети встают в круг).
(Берёт сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье: дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная, трудолюбивая, большая, любящая, заботливая, радостная, счастливая, хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая.)
Воспитатель: - Вот и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно задание: определите, кто из этих людей не является родственником?
-Мама, соседка, бабушка, сестра.
-Бабушка, подруга, сестра, мама.
-Сестра, продавец, бабушка, брат.
-Дворник, брат, папа, дедушка.
-Дедушка, папа, водитель, отец.
Замечательно справились!
Дидактическая игра «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный) а какой огорчение (чёрный)
Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Заключительная часть:
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а это сердечко (мягкая игрушка-сердце) обязательно донесёт их до ваших близких. Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…» (дети передают сердечко друг другу).
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.
Итог занятия. Рефлексия.
Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
О чем мы говорили сегодня на занятии? Что же такое семья? Что вам понравилось больше всего?