Ольга Митрофанова
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формирование обобщённых представлений 0 группах птиц : декоративных, домашних, зимующих, перелётных, умение выделять особенности их внешнего вида, поведения, питания, способов размножения и ухода за потомством, приспособления к определённому образу жизни, сезонным изменениям с помощью моделирования.
Побуждать к активным рассуждениям при обсуждении возможных вариантов решения познавательных вопросов.
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам, любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Показать детям с помощью моделирования, что всё в природе взаимосвязано, зависит друг от друга и нет нечего лишнего.
Закрепление правил поведения в природе, развитие внимания, речи.
Методические приёмы.
Дидактические игры: «Да или нет», «Что случилось бы на земле, если бы не было птиц». Вопросы к детям, использование модели круги Эйлера, «Птицы», кроссворд «Птицы».
Материал:
Картинки с изображением птиц, карточки—схемы «Птицы», 2 шапочки птичек синичек, карточки: солнце, вода, насекомые, животные, дерево, трава,
человек, серии карточек «Берегите птиц»
Ход занятия.
Воспитатель: Угадайте с помощью вопросов, что за картинки у вас на столах. Я отвечаю на ваши вопросы только да или нет.
Ребенок: Это живое?
Воспитатель: Да.
— Это растение?
— Нет.
- Это животное?
— Да. Давайте вспомним группы животных с помощью этих кругов.
(Насекомые, птицы, рыбы, земноводные, домашние Животные, звери).
Ребенок: Птица?
— Да. На картинках изображены птицы. Переверните, рассмотрите, пожалуйста, картинки, давайте найдем отличия.
Дети: Птицы разного размера, цвета оперения.
Воспитатель: А что у них общего, но отличает их от других животных, например, зверей? Мы будем называть по очереди, и рисовать на вот этих карточках — шифровках.
1 Ребенок: У птицы есть клюв.
Воспитатель: Зарисовываем клюв в первой клеточке.
2 Ребенок: У всех птиц есть по две ноги.
Воспитатель: Зарисовываем во второй клеточке. Давайте сравним ноги курицы и гуся.
Ребенок: У гуся есть перепонки между пальцами, а у курицы нет.
Воспитатель: Для чего нужны гусю перепонки на ногах?
Ребенок: Что бы плавать по воде.
Воспитатель: Верно, гусь водоплавающая птица, а курица нет, поэтому у неё
нет перепонок. А ещё каких водоплавающих птиц вы знаете?
Дети: Утки, лебеди, пингвины.
Воспитатель: Чем ещё схожи птицы между собой кроме клюва и ног?
Ребенок: У птиц есть крылья чтобы летать. _
Воспитатель: Рисуем крылья в третьей клеточке, тело птиц покрыто перьями.
В четвертой клеточке рисуем перышки. Сделаем вывод: как птицы
передвигаются?
Ребенок: Птицы могут летать, бегать, ходить, плавать по воде.
Воспитатель: Рыбы мечут икру для размножения. А как птицы размножаются?
Ребенок: Птицы откладывают яйца в гнездах и высиживают их там, только поесть отходят и сразу же садятся на яички чтоб они не остыли.
Воспитатель: А где откладывают яйца птицы?
Ребенок : В гнездах на траве, на дереве, в дупле дерева, а ласточки в домиках-норках на берегу реки.
Воспитатель: Поэтому нужно очень осторожно ходить в поле в лесу, чтобы не наступить на гнездо птиц. Зарисовываем яички в пятой клеточке. А чем питаются птицы?
Ребенок: Птицы едят червяков, гусениц, семена деревьев, трав, насекомых.
Воспитатель: Зарисовываем в шестой клеточке. В седьмой клеточке зарисовываем, где живут птицы. Гнезда, дупло, трава. Посмотрите, вот мы и нарисовали на карточках то, что мы знаем о птицах, теперь о них вы сможете легко рассказать.
Воспитатель: Птицы все разные, но есть и похожие, по тому месту, где они живут. Птицы бывают, если за ними ухаживает человек, и живут они в сарайчиках, курятниках—
Ребенок: Домашними.
Воспитатель: Зарисовываем круг с буквой Д, в квартирах держат птиц для красоты, но только в клетке. Это декоративные птицы. Зарисовываем. Полина, расскажи, как ты ухаживаешь за своим попугайчиком.
Рассказ Полины.
Воспитатель: Ещё есть птицы которые умеют плавать, это- водоплавающие. Нарисуем в круге озеро. Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края и почему они улетают?
Ребенок: Это перелетные птицы. Осенью становится холодно, насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают в теплые края.
Воспитатель: А птицы остаются зимовать, это. ?
Ребенок: Зимующие птицы.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ребенок: Птицы бывают домашние, декоративные, водоплавающие, перелетные, зимующие.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Разложи правильно свои птицы». (Дети раскладывают картинки по видам птиц). Мы с вами на занятиях учили песню о синичках, давайте поиграем И споем.
Инсценирование песни «Прилетели птички» (Два ребенка надевают шапочки-синички).
Воспитатель: А что случилось бы на земле, если бы не было птиц? Как вы думаете? Давайте порассуждаем. Птицы украшают нашу землю, уничтожают вредных насекомых, их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. Берегите птиц, птицы наших друзей. Разложим карточки, поиграем в игру «Цепочка». (Дети раскладывают карточки взаимосвязи в природе). Карточку с птицами уберем, что же получается? Насекомых становится всё больше, их никто не уничтожает, они поедают деревья, деревья погибают, и плохо будет всем зверям и человеку. А как же мы должны беречь птиц? Заботиться о них? (Выкладываю карточки плакаты).
1. Зимой нужно птиц кормить, вешать кормушки.
2. Весной строить и вешать скворечники.
3. Нельзя разорять гнезда.
4. Нельзя ловить птиц.
5. Исчезающих птиц помещают в красную книгу и они охраняются государством.
Воспитатель: Давайте разгадаем кроссворд.
1. Угадайте название птицы, какая птица роет домики— норы для гнезда (ласточка).
2. Какая из перелетных птиц прилетает самая первая? (грач).
3. Это птица лесной доктор. (дятел).
4. Какая из перелетных птиц не вьет гнезд, не высиживает птенцов, кладет
яйца в гнезда к другим птицам? (кукушка).
5. Днем спит, ночью охотится, в дупле живет. (сова).