Ирина Соколова
Конспект занятия в подготовительной группе «Нам художник о многом рассказал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с работой художника.
Задачи:
Показать значимость профессии художника для общества.
Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров.
Расширять кругозор, развивать наблюдательность.
Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитывать интерес к профессии художника.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Нам художник о многом рассказал“» размещена в разделах
Обогатить словарь: наскальные рисунки, монументальная живопись, станковая живопись, холст, мольберт, жанр, маринист, анималист, художники -иллюстраторы, художники - мультипликаторы.
Материал: ноутбук, презентация, костюм художника, репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Царевна-лебедь», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Айвазовского «Девятый вал». Книги, иллюстрированные Е. Чарушиным, Е. Рачевым, Ю. Васнецовым, открытки с репродукциями картин разного жанра на каждого ребенка, кроссворд и маркер.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Художник и сегодня я приглашаю Вас в гости в свою Страну Живописи, а помогут нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи». Чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в страну живописи нас проводите…».
Дети «отправляются» в «Страну живописи».
-Давайте вспомним, что такое живопись?
Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Любите ли вы рисовать?
Наши далекие предки тоже очень любили рисовать, хотя у них не было ни бумаги, ни холста, ни карандашей. Люди каменного века наносили свои рисунки на гладкие поверхности больших камней и скал. (СЛАЙД 2)
Что же рисовали древние художники?
С удивительно точностью и выразительностью они изображали диких зверей: оленей, кабанов, мамонтов и бизонов, а также сцены охоты. (СЛАЙД 3)
Чем рисовали наши далекие предки?
В своих наскальных изображениях древний человек искусно использовал стойкие краски, которые сохранились до наших дней. Это природные красители, сделанные из различных минералов и горных пород, основу которых составляла глина — охра. Первой краской была глина. Глина бывает разная: желтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животных.
Рисовал древний человек также древесным углем, черной сажей, копотью. Яркие, стойкие краски получались из растений: коры барбариса, ольхи, молочая, дуба, хны и луковой шелухи.
Иногда применяли природные краски – соки некоторых растений: черники, ежевики, поэтому творения этих художников и сохранились до наших дней. (СЛАЙД 4, 5)
Надо полагать, что основным художественным инструментом была кисточка из шерсти, палка или просто палец. А вот на поверхности скал рисовали каменными топорами.
Мы можем смело сказать, что искусство рисования пришло к нам из глубокой древности и родилось вместе с человеком. Людям во все времена хотелось отразить в рисунках самые яркие впечатления жизни, изобразить окружающий мир.
Давайте поговорим о том, как столетие за столетием развивалась живопись.
Самый древний вид живописи - монументальная живопись. Сначала люди расписывали своды и стены пещер, позже стали расписывать наружные и внутренние стены домов, потолки, а иногда и полы. Произведения монументальной живописи называются росписями. Росписи обычно яркие, выразительные. Ведь их рассматривают с большого расстояния.
Как вы думаете, есть ли росписи в современных зданиях?
Конечно есть. Вспомните станции московского метро. Вокзалы, дворцы украшены работами художников-монументалистов. (СЛАЙД 6)
Примерно 500 лет тому назад появился еще один вид живописи-станковая живопись. Она называется так потому, что художники пишут картины на особом станке – мольберте (СЛАЙД 7). Мольберт – французское слово, оно и означает «станок».
К произведениям станковой живописи относятся картины. Их пишут на холсте, натянутом на подрамник (СЛАЙД 7). Готовую картину вставляют в раму. Такие произведения живописи вы можете увидеть в музеях, на выставках, в галереях. Но чаще всего мы видим с вами репродукции с картин, которые есть, наверняка, и у вас дома.
Физминутка.
-А вы знаете чем можно рисовать? (Ответы детей)
-Правильно, карандашами, красками, фломастерами, тушью, цветными мелками.
-Какие краски вы знаете? (Ответы детей)
-Правильно. Акварелью и гуашью рисуют на бумаге, картоне. А художники пишут, именно пишут картины, на холсте масляными красками.
Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они, но прежде…
Ребята, скажите, кто рассказывает про картины в картинной галерее? Правильно, экскурсоводы. У нас тоже есть экскурсоводы, которые хотят рассказать про свои любимые картины.
Давайте послушаем экскурсовода Егора П. «Я расскажу про картину великого русского художника Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец на чёрном коне в центре картины. Художник изобразил его старшим среди богатырей. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. Доброе лицо сурово. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защищают тело. На руке знаменитая палица «весом в сорок пудов» с колючими шипами. Слева от него – Добрыня Никитич. Этот витязь отличается смелостью. Зря меч из ножен не выхватит. Взгляд устремлён в сторону врага. Лицо строгое, благородное. Добрыня – знатного рода, он одет и вооружён по-княжески. Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый молодой богатырь. Силён, смекалист, находчив, ловок. Сидит Алёша на коне расслабившись. Но одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной, – плётку. Кони под стать богатырям! Готовы богатыри охранять землю русскую».
Саша С. «Мне нравится картина М. Врубеля «Царевна-лебедь». У берега светлого озера взмахнула роскошными белыми крыльями загадочная девица – лебедь. Она уплывает вдаль и в последний раз оглянулась, посмотрела с тоской на нас, слегка подняв пальчик тонкой руки, предупреждая нас о молчании. Мы оказались здесь, на берегу, в самый неожиданный момент, когда красавица девушка вдруг стала преображаться в царственную птицу. И, взмахнув сильными крыльями, полетит белый лебедь над озером вдаль. Если бы мы и впрямь увидели такое чудо, наверное, не поверили своим глазам».
Спасибо, мои помощники.
А сейчас отгадайте мои загадки:
1. Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина
Называется «ПЕЙЗАЖ».
Думаю, что вы помните картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» или А. И. Куинджи «Березовая роща». Здесь художник передает свое настроение, состояние души, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.
Пробовали вы когда-нибудь конфеты: «Мишка косолапый»? На обертке этих конфет изображена медведица с медвежатами. Это репродукция с картины замечательного художника И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Следующая загадка:
2. Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет,
Может парус там белеет, может волны бьются,
Женским именем Марина жанр картин таких зовется.
Художников пейзажистов, рисующих море, называют маринистами.
Самый знаменитый художник маринист И. К. Айвазовский. Все состояния безбрежной морской стихии изображал он на своих полотнах. И тихое, спокойное море, и бурное, штормовое. Самая известная картина И. К. Айвазовского «Девятый вал».
Физминутка
Что там чудится в тумане?
Что там чудится в тумане? (Дети прикладывают руку ко лбу.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
3. Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед
Обязательно картина называется «ПОРТРЕТ»!
-На что похож портрет?
-На фотографию.
-Верно. Художник старается передать не только лица, позу, одежду людей, но и их характер, даже настроение: грустное, радостное, спокойное или взволнованное.
Прекрасные художники-портретисты М. В. Нестеров, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, В. А. Серов подарили нам портреты известных ученых, писателей, актеров, музыкантов, и простых людей.
-Ребята, есть еще такое понятие в живописи как автопортрет. Что оно обозначает? (Ответы детей)
-Художники рисуют сами себя, глядя в зеркало, называя свои картины. Как?
-Атопортретами.
4. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это… НАТЮРМОРТ! (Э. Успенский)
-Слово натюрморт в переводе означает «мертвая природа», но это не совсем так. Фрукты и цветы кажутся живыми и ароматными. Они рассказывают, как прекрасен наш мир, славят богатство природы, труд людей создавших, эти предметы.
Художники, которые рисуют животных, называют анималистами.
Животные, как и люди бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых животные главные герои рисунков и картин. Они изучают жизнь животных в зоопарке и в дикой природе, делая эскизы, наброски, этюды.
Художник Евг. Ива. Чарушин, Евг. Михайл. Рачев - русские анималисты.
-Нравятся ли вам рассматривать яркие нарядные книжки с картинками?
Художники, которые украшают детские книжки иллюстрациями, называют художниками - иллюстраторами. Помните, замечательные яркие рисунки Ю. Васнецова, Вл. Григор. Сутеева.
- А кто из вас любит смотреть мультфильмы?
-Без сомнения, все. Я знаю, что даже взрослые любят смотреть мультфильмы. Создают мультипликационные фильмы художники-мультипликаторы. (СЛАЙД 8)
Это портреты известных художников – мультипликаторов : американец Уолт Дисней. «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Золушка» и многие другие известны во всем мире. (СЛАЙД 9)
Художник С. Русаков нарисовал мультфильм «Ну, погоди!». (СЛАЙД 10)
Э. Назаров и Д. Зуйнов мультфильм о Винни Пухе. (СЛАЙД 11)
Рисунки для мультфильма о Простоквашино придумали Н. Ерыкалов, А. Шер Л. Хачатрян. (СЛАЙД 12)
Чтобы передать движения героев мультфильма, художник должен подготовить очень много эскизов. (СЛАЙДЫ 13, 14)
Игра: «Наведи порядок»
Раздать открытки с репродукциями картин и предложить детям поднимать вверх изображения по очереди сначала у кого портреты, потом кому достался натюрморт, пейзажи, иллюстрации. Дети выполняют задание.
Игра: «Помоги картинам найти свои домики». Дети выполняют задание, помогают картинам найти свои символические домики изображения. (Домики – символы, располагаются на мольберте. Дети берут по одной маленькой репродукции и помещают её в нужный домик. Аргументируют свои действия. Репродукцию с изображением пейзажа нужно разместить в домик с изображением дерева, репродукцию с изображением натюрморта и т. д.)
Вопросы для кроссворда (загадывают гости) :
1. Вид искусства. (Живопись)
2. Как называются художники, изображающие море? (Маринист)
3. Как называют картину, на которой изображены люди? (Портрет)
4. Кисточкою лист смочу,
После — краску нанесу.
Красочным рисунок вышел,
Нет на нем деталей лишних.
Я старался, мне поверь.
Ну а краски —. (акварель)
5. Берет бумаги белый лист,
Пастель, иль уголь, иль гуашь,
Иль акварель, иль карандаш,
Рисует чем угодно знакомых нам животных.
Как называют художника, изображающего животных? (Анималист)
6. Ветки тонкие берез,
через речку узкий мост,
В небе радугу-дугу
И ромашки на лугу,
Нарисует карандаш
Замечательный… (Пейзаж)
7. Французское слово, означает станок. (Мольберт)
8. Мы его поставили, а потом рисуем:
Вазочки с цветами, скатерть голубую,
Книга, кисти, краски, даже бутерброд!
О работе скажем – это… (Натюрморт)
9. Мы рисуем, красим тоже,
Каждый делает, что может.
Начнет рисунок карандаш,
А завершит его. (гуашь).
Из выделенных слов получаем слово: «ОТЛИЧНО».
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте скажем волшебные слова. «Волшебные краски, помогите и домой нас верните».