Александра Гибадулина
Конспект занятия в подготовительной группе на тему экологии «Берегите природу!»
Берегите природу!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6
Составила: воспитатель
О. П. Гибадулина
г. Рыбинск
2022
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе на тему :
«Берегите природу!»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему экологии „Берегите природу!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Цель: формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, о лесе; закреплять названия цветов-первоцветов: подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава; грибов съедобных и несъедобных. Формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать представления о том, как действия людей вредят природе.
Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; умение испытывать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Развивающие: развивать у детей память, внимание, мышление при решении проблемных ситуаций, развивать кругозор, связанную речь, мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приё мы:
- погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа;
- релаксация, динамическая пауза,
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки;
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями;
- изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями);
-чтение стихов и рассказов о природе;
-рассматривание иллюстраций леса, природы;
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе;
- составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам;
- проведение дидактических игр («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия», подвижных игр;
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»;
-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов (аппликация, оригами).
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Голоса леса», игра на развитие речевого дыхания: "Бабочка, лети", макеты деревьев, «мусор» : коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, макеты: солнышко, гнездо с птицей, пеньки деревьев, муравейник, ковер-самолет с заплатками (размер 1,5х1,5, нарисованные первоцветы: подснежники, мать -и – мачеха, одуванчики, «волшебная коробочка», медали «Юный эколог», бинт, иллюстрации насекомых, тропинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, давайте встанем в круг.
- Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нём. (лес)
Воспитатель: -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу?
(выставляется иллюстрация сороки, включается аудиозапись)
Сорока:
-Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!
Воспитатель:
-Да, ребята, что-то серьёзное случилось в лесу. Что же делать?
(надо помочь спасти животных)
Воспитатель:
-Похоже кто-то нарушил правила поведения в лесу. Давайте все вместе вспомним эти правила.
(воспитатель подводит детей к знакам - правила поведения в лесу)
Дети:
- Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки «Правила поведения в лесу»?
Дети: да.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего они нам пригодятся?
(дети высказывают предположения)
-Нам надо быстро отправиться в лес. Я предлагаю полететь на волшебном «Ковре-самолёте».
(воспитатель разворачивает «ковёр», на нём «заплатки» по форме цветов-первоцветов).
-Ой, ребята, «ковёр» прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.
(на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик). Дети накладывают на «ковёр» те «заплатки», которые подходят для ремонта).
- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.
- Проверьте, все ли «заплатки» на месте. Тогда можно отправляться в путь!
- Возьмё мся за ковер и скажем волшебные слова:
Наш ковё р по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
(дети берутся за край ковра и передвигаются по залу под музыку)
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, волшебный лес, полон сказок и чудес.
Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте осторожно по тропинке.
-Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.
Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу?
Дети: Давайте уберем весь мусор на полянке и тогда наш лес и его жители будут нам благодарны.
(дети собирают мусор в мешок)
Воспитатель: Молодцы! Вы навели порядок. Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(дети выставляют знак)
- А что ещё вы заметили, ребята?
(веточка у берёзки сломана)
- Что же нам нужно сделать?
(полечить берёзку)
Воспитатель с помощью детей перевязывает берёзке веточку.
- Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях.
(дети ставят знак)
Дети идут дальше и выходят на полянку, на которой ничего не растет.
Воспитатель:
-Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она опять стала красивой? (ответы)
-Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы)
-Давайте поставим знак. (ребенок выбирает нужный знак)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!
Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка, лети!»
(дети идут дальше и выходят на грибную полянку)
Воспитатель:
–Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы)
- Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему? (ответы)
Воспитатель:
-Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы)
-Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)
- Предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети по лесу гуляли,
(маршируют на месте)
За природой наблюдали.
(ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели,
(голову вверх)
На пенёчке посидели
(присесть)
Всюду бабочки летали, птички крыльями махали.
(машут руками)
Дружно мы похлопаем
(хлопают в ладоши)
Ножками потопаем
(топают ногами)
- Мы природу любим?
(руки вперёд)
- Да! С ней мы верные друзья!
(руки вверх).
Воспитатель:
– Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья?
(они очищают воздух, под деревьями есть норы животных, они там живут, на деревьях птицы вьют гнезда)
- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Правильно. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их. Деревьев становится все меньше и меньше.
-Какой знак нужно поставить здесь?
(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
Дети идут дальше и проходят к полянке, на которой видят макет дерева с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.
Игра на внимание «Птицы»
-Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц?
(ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Воспитатель: -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.
Игра "Сделай запасы"
(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)
-Ребята, а можно забирать животных домой? (нельзя)
-Люди очень часто ведут себя неправильно, забирают их домой.
- Давайте поставим нужный знак.
(ставят знак, запрещающий брать животных домой)
Воспитатель:
- Молодцы! Природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
-Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу.
-Посмотрите, как в лесу стало светло и красиво! Послушайте, лес благодарит нас своей песней (звучит аудиозапись «Голоса леса»)
-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, сорока нам оставила.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог».
Дети получают медали.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети берутся за «ковёр-самолёт» и под музыку передвигаются по залу.