Бруяко Валентина Анатольевна
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Обитатели Черного моря. Охрана и защита Черного моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Обитатели Черного моря. Охрана и защита Черного моря» (подготовительная группа)
Область: познание
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему „Обитатели Черного моря, Охрана и защита Черного моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Развивающие задачи
1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.
Словарь: глобус, стихия, нефть.
Предшествующая работа: рассматривание картин И. К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки.
Материалы к занятию :
Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей : медузы, морского конька, рыбы - меч, камбалы, ската, дельфина, чайки,, кораллового дерева.
Ход занятия:
I часть. Организационный момент.
Звучит шум моря
- ребята, что за шум, где его можно услышать?
- Дети, как вы считаете, о чем мы сегодня поговорим с вами?
- мы с вами живем в прекрасном городе Сочи, где мы можем побывать на море, в горах, на реке и даже летом потрогать снег.
- все вы были на море, расскажите нам, каким вы его запомнили, какое оно?
- наше море называется «Черное море». А кто знает почему оно так называется? Из-за бурых водорослей: цистозиры, сцитосифона (это целый лес бурых водорослей. Когда летишь над морем, то из-за этих водорослей морская вода кажется нам черной, и сероводорода на дне моря (когда металлические предметы опускают на некоторую глубину и поднимают на вверх почерневшими, под воздействием сероводорода, который есть на глубине 150-200м в нашем море, металлические предметы чернеют.)
- Бывают ещё и другие «цветные» моря.
(Воспитатель подводит детей к глобус, показывает «Желтое» и «Красное» моря)
- А вы знаете почему море называется «Красным»?
- Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.
- Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.
- Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море — это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.
- А кто из вас пил морскую воду?
- Какая она на вкус?
- Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.
II часть вводная
- Дети, посмотрите на эти картины.
- У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)
- Почему? (разбор)
Во время шторма море становится страшным. Высота волн в Сочи достигает 6 м а длина 120м. В нем нельзя купаться. Вода в море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.
- Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.
- Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)
- Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)
- Дети, вам жалко этих животных?
- Вы знаете теперь отчего это происходит?
Физминутка.
III часть основная
- Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в море.
- Хотите отправиться на морское дно? на чем? Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.
- Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)
- Что используют водолазы для ныряния?
(Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)
Когда на море ты бывал,
То каждый раз ты лишь играл
С песком, с корабликом бумажным,
Что по воде плывет отважно
Качаясь на морской волне,
Не знаешь ты, что там на дне.
- Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?
- Что это за необычное подводное царство?
- Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)
- Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) в Черном море обитает медуза Корнерот, которую называют Синей медузой. Это морской хищник, который питается не только червями, но и мелкой рыбой. Вначале он парализует их своим ядом, а потом спокойно поедает. Это самый ядовитый вид медуз, которые обитают в Черном море. Они способны ужалить так, что на коже появится опухоль как от термического ожога.
Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.
- А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)
- Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч. Она имеет температуру тела на несколько градусов выше, чем температура воды. Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие. Эта рыба своим носом способна пробить деревянный бор коробля)
- Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? - Чем интересны эти рыбы? (скат. Скаты обыкновенные (Скат –морская лиса) и скаты - хвостоколы (морской кот) они выполняют функции санитаров, поедая больных и ослабленных животных) (Они плоские, т. к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.
- Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (дельфин)
- Что вы можете про него рассказать?
Дельфин — это млекопитающее, существо доброе и безобидное. Не оставляет в беде своих сородичей и даже человека. В Сочи обитает 3 вида дельфинов : афалина (бутылконос, белобочка и азовка (морская свинья). Афалина считаются самыми крупными из семейства дельфинов, длина достигает 2-3 м и вес 100кг, это самые умные. Легко поддаются дрессировке. Белобочку чаще всего можно увидеть в Черном море. Ее окончание головы вытянута вперед как клюв птицы и по бокам белая. Азовка самый маленький по размеру из видов черноморских дельфинов. Спина темная, низ светлый. Прозвали свиньей потому что дышит шумно и в теле сала много до 4 см.
IV часть закрепление
- Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.
- Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?
- нам пора подниматься на берег, возвращаться в сад.
Плачет, бушует синее море,
Дельфины в нем плавать хотят на просторе.
О море подумай, его не губи,
От вредных отходов его огради!
V часть итог, рефлексия
-ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие рыбы и млекопитающие живут в Черном море? Кто загрязняет море? Как мы можем защитить Черное море?
Создание плаката в технике коллаж «Защитим Черное море».
Дети подходят к столам, где расположен материал для плаката. «Мусор» - банки, пакет, бумага, бутылки и пр. Дети выполняют коллективную работу