Лейла Шаванова
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Моя семья»
Цель: продолжать формирование у детей представления о семье, её структуре и значении в жизни каждого человека.
Образовательные задачи:
Научить детей называть членов семьи и объяснять их роль.
Развить умение составлять рассказы о своей семье.
Ввести и закрепить слова по теме "Семья".
Развивающие задачи:
Развивать речь, воображение и память.
Способствовать развитию коммуникативных навыков и способности работать в коллективе.
Укреплять логическое мышление посредством систематизации информации о семье.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Формировать навыки культурного взаимодействия в семье.
Поддерживать эмоциональные связи между детьми и их родителями.
Здоровьесберегающие задачи:
Воспитывать навыки правильного дыхания и расслабления через игровые упражнения.
Поощрять физическую активность через подвижные игры.
Создавать ситуацию эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа с детьми:
Беседа о семье и её значении. Чтение книг и рассказов по теме. Проведение игровых упражнений для изучения названий членов семьи. Создание семейных рисунков. Настольные, сюжетно – ролевые игры с детьми по теме занятия.
Материалы и оборудование:
Плакаты и картинки с изображениями семей; рисунки детей на тему "Моя семья"; настольные игры и пазлы по теме занятия; компьютер или планшет для демонстрации слайд-шоу о семьях разных стран; музыкальное сопровождение для игровых моментов.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: «Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения. Сегодня ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка!»
Воспитатель: Сегодня у нас особенное занятие, посвященное теме "Моя семья". Что такое семья и почему она важна для каждого из нас?"
Обсуждение с детьми их понимания слова "семья".
Воспитатель: предлагаю размяться и вспомнить всех членов наших семей.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я —
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Дорогие ребята, внимание! Посмотрите, пожалуйста, на эти прекрасные иллюстрации. Кто, как вы думаете, изображён на них? Да, вы правы, это семьи. Как вы считаете, кто эти люди и как они связаны друг с другом? Отлично, это мама, папа, бабушка, дедушка и дети. А кто расскажет мне, почему семья важна? Правильно, семья заботится друг о друге, помогает и поддерживает. Семья – это те, кто всегда рядом с вами, кто вас любит и кто вас поддержит в любой ситуации.
Семья – это не только кровные родственники, это люди, с которыми нас связывают общие ценности, традиции и опыт. В семье мы учимся любить и заботиться, разделять радости и трудности. Здесь мы получаем первые уроки доброты, уважения и ответственности. Каждое мгновение, проведенное с семьей, становится драгоценной жемчужиной в сундуке наших воспоминаний.
Подумайте, как важно иметь рядом людей, на которых всегда можно положиться. Неважно, в какой жизненной ситуации вы находитесь, семья всегда будет рядом, готова принять вас таким, какой вы есть, со всеми вашими достоинствами и недостатками. Именно в семье мы находим ту самую поддержку и понимание, которых иногда не хватает в окружающем мире.
Семейные традиции и обычаи создают неповторимую атмосферу тепла и уюта. Вспомните, как приятно проводить время вместе за праздничным столом, играть в игры, делиться историями и мечтами. Эти моменты объединяют нас и делают нашу жизнь богаче и насыщеннее. Пусть ваши семьи всегда будут источником радости, вдохновения и любви!
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте продолжим наше сегодняшнее занятие. Садитесь поудобнее. Сегодня мы будем говорить о наших семьях. Сначала я хочу, чтобы каждый из вас рассказал немного о своей семье. Вы можете рассказать, кто живет в вашем доме, как зовут каждого члена семьи и чем они занимаются. Кто хочет начать?
Рассказы детей, только по желанию.
Воспитатель: Отлично, ребята, спасибо за рассказы о ваших семьях! Теперь мы отдохнем и поиграем в игру:
«Назови члена семьи»
Посмотрите, у вас на столах лежат карточки с изображением разных членов семьи : мама, папа, брат, сестра и так далее. Я буду называть какие-то связи между членами семьи, а вы поднимайте ту карточку, которую считаете правильной. Например, если я скажу: «Это тот, кто вас родил и о вас заботится», то вы поднимаете карточку с изображением мамы. Готовы? Начнем!
Воспитатель: Пришло время размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Вертим, как фонариками, кулачками
Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть. Раскрываем пальцы одной руки
Разбудили дом, соседей. Все проснулись. Постукиваем по кулачку пальцами
Шесть, семь, восемь, девять и десять. Раскрываем пальцы второй руки
Все повеселились, но сильно утомились. Крутим кистями, шевелим пальцами
Десять, девять, восемь, семь. Загибаем пальцы по очереди
Шесть калачиком свернулся. Убираем в кулачок большой палец
Пять улегся, отвернулся. Сгибаем большой палец
Четыре, три, два, один. Загибаем остальные пальцы в кулак
Снова в домике мы спим. Вращательные движения кистями
Воспитатель: Теперь, когда мы хорошо запомнили, кто есть кто в семье, давайте нарисуем свои семьи. Представьте, как выглядит ваша семья, и нарисуйте их на листе бумаги. Каждый из вас получает листы и карандаши. Когда все будут готовы, мы соберем ваши рисунки и каждый, кто захочет, расскажет историю на основе своего рисунка. Расскажите, что любят делать ваши брат или сестра, кем работают ваши родители, может быть, у вас есть какой-то домашний питомец.
Творческая работа и рассказы детей (только по желанию).
Воспитатель: Замечательно, такие красивые рисунки! А теперь у нас новая игра:
«Собери семейный пазл»
Мы все разделимся на маленькие группы и каждый получит коробку с пазлом, на котором изображена семья. Ваша задача - собрать его как можно быстрее. Работайте вместе и помогайте друг другу. В конце посмотрим, у кого получится быстрее и кто соберет самый красивый пазл.
Воспитатель: Все команды молодцы! Всем удалось собрать свои пазлы. А теперь давайте обсудим ваши семейные традиции. Подумайте и расскажите нам: какие у вас есть семейные традиции? Может быть, вы каждую субботу ходите в гости к бабушке, или у вас есть особенный ритуал перед сном. Как ваша семья проводит время вместе?
Рассказы о семейных традициях воспитанников, только по желанию самого ребенка.
Воспитатель: Следующее задание -
Игра «Семейное дерево»
Мы будем делать аппликации вашего рода. У вас есть заготовки: ствол деревца и листья. На каждом листике вы напишите имя одного из членов вашей семьи и приклеите его к дереву. Когда все закончат, мы посмотрим на ваши деревья и, кто хочет, расскажет о своей семье.
Воспитатель: Мы много рассказывали о своих семьях, рисовали, писали, клеили, пришло время подвигаться.
Игра «Семейные занятия»
Встаньте все в круг. Сейчас каждый по очереди будет изображать какое-то занятие, которое вы делаете с семьей (катание на велосипеде, походы, игры, а мы будем угадывать, что это за занятие. Это будет весело!
Воспитатель: Теперь немного отдохнем, успокоимся и послушаем один увлекательный рассказ о жизни детей в разных странах.
Рассказ педагога о жизни детей в семьях разных стран
Сопровождается слайд-шоу или картинками соответствующего содержания
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас отправиться в одно волшебное путешествие. Мы вместе представим, как живут дети в разных уголках нашего большого мира.
Первым делом мы отправимся в Индию. Представьте себе теплое утро, когда солнце только появляется на горизонте. Маленькие девочки и мальчики в Индии часто носят яркие, красивые одежды — сари и дхоти. Их дома украшены множеством разноцветных тканей и ароматными благовониями. В такой семье большой праздник всегда начинается с подготовки душистых блюд — карри, самос, и сладких ладу. Дети, подобно многим из вас, помогают мамам и папам на кухне, учатся у старших и играют вместе, изучая традиционные танцы и песни.
Затем мы перенесемся в холодную, но прекрасную страну — Норвегию. Здесь зимой часто бывают сугробы, и дети обожают кататься на лыжах и санках. Их семьи часто собираются у большого, уютного камина, рассказывают истории и пьют горячий какао. Норвежские дети участвуют в различных зимних играх, строят снежные крепости, а по вечерам иногда заглядывают в книги с волшебными сказками о троллях и викингах. В таких семьях они учатся уважать природу и любят исследовать леса и горы.
Наконец, мы посетим яркую и солнечную Бразилию. Здесь дети много времени проводят на улице — играют в футбол, плавают в океане и гуляют по песчаным пляжам. В бразильских семьях часто устраивают шумные праздники с танцами самба и вкусной едой, такой как фейжоада или пахтели. Дети растут в атмосфере радости и движения, их учат заботиться о своих близких и делить с ними радость и печаль.
Следующей остановкой нашего путешествия станет Япония. Здесь дети начинают день с поклона, приветствуя своих родителей и учителей. Японские семьи придерживаются строгих традиций, ценят уважение и дисциплину. Жилища украшены элементами дзен-буддизма: бамбуковыми ковриками, бумажными фонариками и икебаной. Дети помогают взрослым в саду, где выращивают красивые бонсаи и ухаживают за цветущими сакурами. В японских домах дети учатся готовить суши и рамэн, участвуют в чайной церемонии, а после школы собираются вместе смотреть аниме и играть в традиционные настольные игры, такие как го и сёги.
Теперь мы направляемся в жаркую Африку, в страну Кению. Здесь дети живут в деревнях, окруженных саваннами и дикой природой. Их семьи рассказывают удивительные истории о животном мире, а сами дети часто проводят время на открытом воздухе, узнавая об окружающем мире. В таких семьях часто собираются у костров и поют традиционные песни на суахили, играя на барабанах и других музыкальных инструментах. Маленькие кенийцы помогают своим родителям: выращивают кукурузу и сорго, ухаживают за скотом и учатся подготовке таких блюд, как угали и няньжо. Дети в Кении знают, что важна общность и поддержка, поэтому всегда вместе проводят время и помогают друг другу.
И наконец, давайте заглянем в загадочную и древнюю страну — Египет. Здесь дети растут среди величественных пирамид и захватывающих дух храмов. Их семьи хранят наследие фараонов и священных обычаев. Утро в египетской семье начинается с заваривания мятного чая и приготовления фалафеля и кёфт. Дети посещают школы, где изучают историю древнего Египта и современную науку. В вечернее время семья может отправиться на прогулку вдоль Нила, любуясь золотым закатом, или послушать рассказы старших о великих приключениях и полным тайн пирамидах. Египетские дети растут с гордостью за свою родину и бережно относятся к своим культурным ценностям.
Таким образом, наше путешествие по разным странам показало, что, несмотря на различия в обычаях и традициях, во всех уголках мира дети живут в семьях, где царит любовь и забота, а также прививается уважение к родине и традициям. Мы увидели, что каждый народ имеет свои уникальные особенности, которые делают наш мир таким разнообразным и интересным. Но в любом доме всегда найдется место для тепла, поддержки и настоящей дружбы, которые объединяют нас всех в одну большую семью.
Воспитатель: К сожалению, все, даже самое хорошее, рано или поздно заканчивается, чтобы потом начаться вновь. Вот и наше занятие, посвященное семье, ее жизни, традициям и обычаям тоже подходит к концу. А под конец нашего занятия мы сделаем дыхательное упражнение для расслабления.
Релаксационное дыхательное упражнение
Ложитесь на коврики, закройте глазки и представьте, что вы находитесь в кругу своей семьи. Делайте глубокие вдохи и медленные выдохи. Почувствуйте, как вам уютно и спокойно. Молодцы, ребята, вы хорошо постарались сегодня!
3. Заключительная часть.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Что нового вы узнали о семье сегодня?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какие традиции есть у вашей семьи?
- Чем вы все вместе увлекаетесь?
- Как вы проводите свободное время в семье?
- Что ты любишь делать с мамой (папой?
- Какие качества ценят в вашей семье?
- Какие эмоции вы испытали на нашем занятии?
Обратная связь от детей, обсуждение их чувств и эмоций.
Воспитатель: Помните, что семья – это самая главная поддержка и опора в нашей жизни. Заботьтесь друг о друге и будьте счастливы! В завершении нашего веселого и познавательного занятия предлагаю всем желающим потанцевать под уже полюбившуюся нам песенку «Мама, папа, я – дружная семья».