Екатерина Журавлева
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.
Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края, их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом;
- об их взаимосвязи с окружающей средой;
-знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях;
уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;
- развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.
- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Оборудование: картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений, музыка «Вальс цветов».
Ход ОД
Изображение растений.
Воспитатель:- Посмотрите, что вы видите?
-Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?
Дети:(Растения помогают дышать, радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)
Воспитатель: Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение.
Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.
А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку».
Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.
Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок – ромашку.
Воспитатель:-Что идет сначала? Корень. Верно.
-Потом стебель.
И так дальше.
Дети составляют ромашку.
Воспитатель : -Что у вас получилось?
Дети:-Это ромашка.
Воспитатель-:Что вы знаете про это растение? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение)
Ромашка это очень полезное лекарственное растение.
Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.
Послушайте, я прочитаю вам стихотворение М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
- О каких друзьях говорится в стихотворении (Ответы детей (о лекарственных растениях)
-Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.
-Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут еще быть и целебными.
-Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку:
-Тонкий стебель у дорожки,на конце его – сережки,
На земле лежат листки-маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,лечит раны ног и рук.
Каждый лист мой любит тропки-у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)
- Почему оно так называется?
Рассказывает ребенок: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель: -Послушайте следующую загадку:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжет. (крапива -карточка)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
- Почему же все-таки крапива обжигает?
-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.
Рассказывает ребенок: Дотронулся – получай уколы. Из крапивы готовят щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
Воспитатель:-А сейчас ребята, отгадайте загадки о таких лекарственных растениях, которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.
-Летом рад я свежей-ягоде медвежьей,
А сушеная в запас-от простуды лечит нас. (малина - карточка)
Рассказывает ребенок: Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. плодами.
Воспитатель:- А вот следующие загадки.
-Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (ромашка-карточка)
Воспитатель: -Ромашка очень полезное растение,её добавляют в шампунь, чтобы волосы хорошо расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.
-Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)
Воспитатель:-Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик,
Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)
Если ветер быстро, быстро (руки вверх)
На поляну полетит
Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)
Одуванчика тычинки (бег на месте)
Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)
И сольются с небосводом.
Воспитатель:-Ребята,есть еще у нас лекарственные растения,посмотрим знаете ли вы какие. (загадывание загадки)
Выпускает он листы
Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь,
На себе их все найдешь (лопух-карточка)
Лопух (репейник)
- У этого растения несколько названий — лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом.
- Есть даже такая поговорка: «Прицепился, как репей». Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.
-Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ
• Цветки собирают, когда растение цветет.
• Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
• Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.
• Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.
• Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения.
Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!
Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.
Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя!
-О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях,лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)
В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Природу друг мой охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в лугу цветы!
-Все ребята, молодцы, потрудились от души!
Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений. Спасибо всем вам!Все большие молодцы!