Ирина Резникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица к нам пришла»
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица к нам пришла»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Масленица к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Масленица к нам пришла», направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.
Тема: «Масленица к нам пришла»
Возрастная группа : 6лет
Оборудование: кукла Масленица, мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка, музыкальный центр.
Раздаточный материал: цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход ООД:
Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу.
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились
Вкруг себя оборотились.
(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)
Воспитатель: Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)
Воспитатель: - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.
-А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)
Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Широка Масленица, ты с чем пришла?
С весельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
Воспитатель: Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги). Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя. Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.
«Первый блин»
Воспитатель: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.
Воспитатель: Блин, на что похож? На солнышко.
Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре).
Воспитатель: Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец».
«Второй блин»
Воспитатель: Вторник называют «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Дидактическая игра «Попади снежком»( бросить снежок точно в крепость: дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).
3. «Третий блин»
Воспитатель: Среда называется «Лакомка». В этот день ходят в гости друг к другу на блины.
«Игра с блинами». Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек») и ставится корзина с мячами( «вареньем»).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.
«Четвертый блин»
Воспитатель: Четверг – самый веселый день «разгул». Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.
В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон».
Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей: один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова:
Динь – дон, динь – дон,
Ах, Откуда перезвон?
Динь – дон, динь – дон,
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Воспитатель: пятница – «вечерка». Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу,
Веселее не найдешь праздника краше.
Словесная игра «Какие блины»
Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто…. (блин)
Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)
Испекли для дочек – назовем (блиночек)
Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)
Огромный как домище – назовем его….(блинище).
- Молодцы! Помогли придумать слова.
6. «Шестой блин»
Воспитатель: Суббота – «посиделки».
Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали.
Игра «Наряди Масленицу» (во время украшения звучит музыка)
Воспитатель: Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотья Ивановна!
Гостья важная, долгожданная…
Коса длинная, двуполтинная,
Платок беленький. Да с цветочками.
Брови черные наведенные.
Губки красненькие, да накрашенные….
Солнце теплое в небе дразнится,
Рады видеть тебя, красавица!
7. «Седьмой блин»
Воспитатель: Воскресенье – «проводы» Масленицы. Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!
Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют.
- Давайте же, друзья,
Есть блины до икоты,
Пить чай до перхоты,
Песни петь до надсады,
Танцевать до упаду!
Веселье, радость детворе –
Масленица на дворе!
Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.