Елена Башинская
Конспект занятия в подготовительной группе «Лаборатория буквицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Лаборатория Буквицы»
Цель занятия : дать понятие «Буквица», учить выполнять «Буквицу».
Задачи:
Образовательные: узнать об истории и искусстве «Буквицы»; познакомить с графическим формообразованием буквы, превращение буквы в художественный образ.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Лаборатория буквицы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Развивающие: развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы, воображения, образного мышления, умению заполнять форму декором.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств; воспитывать чувство красоты, интерес к выполнению творческой работы; прививать любовь к культуре предков.
Технические средства: компьютер, презентация по истории буквицы;
Дидактические материалы: схема построения рисунка, работы детей;
Для учащихся: половина листа бумаги формата А4, карандаши, фломастеры;
Ход занятия:
Воспитатель:
поднимите руку кто ничего не боится; хлопнете в ладоши у кого весёлое настроение; веселые дети – кивните головой; Замечательно, все готовы работать.
Восп. :
Ребята, сегодня мы познакомимся с «Буквицами».
Что же это такое попробуем узнать из загадок:
Чёрные птички
На каждой страничке, Молчат, ожидают, Кто их прочитает. (Буквы)
Она добру нас, дети, учит И никогда нам не наскучит,
Поверь, нет прекрасней мига, Когда раскрыта вами … (Книга)
Правильно, ребята, это буквы и книга. Но представляете, буквы могут быть необычными, их называют Буквицы. Включается презентация «Буквицы».
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях Х-ХI вв., пергаментных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица.
Это заглавная буква в начале текста. Буквица делалась в два – три раза больше остальных букв и рисовалась растворимым золотом или серебром.
Буквицы очень часто писали красным цветом- красной краской называемой киноварью. Отсюда пошло понятие «красная строка».
История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.
Буквицы богато расцвечивали разнообразным орнаментом, они часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка. Такой стиль называли звериный. Буквицы рисовали с узорами из растений, такой стиль называли растительный, это самый древний орнамент, в написании использовались: листья, стебли, цветы. 400 лет тому назад в моду вошел новый прием оформления букв фигурами.
Буквицы стали украшаться таким образом, чтобы имя человека или название животного начиналось с буквы, которую они украшали.
Сегодня я вас хочу пригласить в лабораторию Буквицы.
В лаборатории можно попробовать выполнить на листе бумаги буквицу – первую букву своего имени, используя разные виды орнамента (плоскостной (картинки из сказок, декоративный (нарисовать сюжеты из сказок, выложить орнамент игрушками из сказки) на выбор.
Педагог спрашивает каждого ребенка, задавая ему вопрос о первой букве его имени, раздаются шаблоны букв. Затем идёт объяснение, как правильно расположить орнамент на букве, предлагаются различные варианты орнаментов.
Педагог обходит всех детей, помогает, обсуждает с каждым ребенком его замысел, подсказывает варианты.
Педагог организовывает мини-выставку творческих работ, отмечая фантазию, воображение, удачное композиционное решение, подбор цвета, декорирование буквы.
Вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?
Тогда, я жду вас на следующих занятиях, полными идей и желанием творить. Спасибо всем за участие.