Людмила Мусатова
Открытое развлечение в детском саду «Чайная лаборатория в гостях у Самовара» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества и культуры поведения. Задачи: Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям русского народа. Систематизировать накопленную информацию. Способствовать: развитию у детей зрительных, тактильных, вкусовых анализаторов. Умение сравнивать травы по одному и нескольким признакам; развивать познавательный интерес, любознательность, развивать умение делать выводы, умозаключения. Применять знания для взвешивания чая. Создать условия для изготовления чая по рецептам с добавлением разновидности трав. Расширить лексический запас детей. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными. Приобщать детей к правилам безопасности во время непосредственно- образовательной деятельности.
Публикация «Открытое развлечение в детском саду „Чайная лаборатория в гостях у Самовара“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Самовар
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2022
Ведущий: Принесла я вам письмо,
От Хозяюшки оно: (читает письмо)
«В гости все вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь,
Я Хозяюшка Варвара,
Знаю все про самовары». Хозяюшка Варвара
Ведущий: Отправимся мы ребята с вами в дали дальние. Но не в тридевятое царство, а в путешествие во времени. Отправимся мы в древние времена и узнаем, как жили-поживали наши прапрабабушки и прапрадедушки. Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь дорогу!
Идут все дети и гости в зал.
Ведущий: Повторяйте за мной: «Кручусь, верчусь, в древние времена возвращусь».
Закрывают глаза, кружатся и произносят слова.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие.
Я сегодня вас ждала, все в избе убрала,
С утра печку растопила, в горшке кашу наварила.
Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь.
Вот вы и в старинной русской избе.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Теплый дух идет от печки, а в углу ларец стоит,
Много он добра хранит.
Ларец мой не простой, он волшебный, расписной.
Нет в нем серебра и злата, а тайн целая палата!
Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас и гостей дорогих будет много интересного, узнаем как жили по обычаю по старинному.
Хозяйка: В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих.
Хоровод: «На горе то калина»
Кошка: Мур - мяу! Что ж это такое? Гостей пригласила, собрала, а про меня забыла?
Хозяйка: Ой, ребята. А ведь и правда, забыла. Ведь ты у нас первая сказочница, да певунья. Извини, Мурлыка Ивановна, проходи, да устраивайся по удобнее, будим вместе малых ребят веселить.
Кошка: Ребята, а вы знаете, что такое посиделки, и что же на них делали?
Дети: На посиделках люди вместе собирались да веселились: песни пели, плясали, в игры играли, обряды затевали, сказки сказывали, загадки разгадывали. А еще на Руси было доброй традицией чаепитие, и пил чай наш народ из самовара. Без него не обходились ни одни посиделки!
Хозяйка: Русские люди собирались вместе пить чай и считали, что совместное чаепитие поддерживает?
Дети: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, уважение, побыть всем вместе. Кошка: А самовар, кипящий на столе, да паром дышащий, означал благосостояние, семейный уют, благополучие, достаток и счастье.
Вся семья собиралась за столом, где стоял самовар.
Хозяйка: Так кто же он такой – Самовар?
Дети: Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников.
Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?»
Дети: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и название произошло «самовар», в самоваре вода закипает.
Хозяйка: Ребята, а самовар еще называли «Генералом», он стоит главный белой красивой скатерти на столе. Запомните дети, как еще называли на Руси самовар.
Кошка: Считается, что родина самовара – это?
Дети: Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад.
Кошка: Поэтому первые самовары называют?
Дети: Тульскими.
Хозяйка: Из чего делали самовары?
Дети: Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась.
Хозяйка: Каких только самоваров не делали : и конические, и овальные, и гладкие, и граненые! Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра.
Дети рассказывают какой формы были самовары?
-самовар-банка,
-самовар-ваза,
-самовар- паровоз,
-самовар-яйцо,
-самовар-шарик,
-самовар-рюмка,
-самовар-бочонок,
-самовар-кувшин и т. д.
Дети по желанию показывают виды самоваров и рассказывают : этот самовар топится щепками, этот- шишками, а эти электрические.
Хозяйка: Ребята, а еще на самоварах делали надписи : «Самовар кипит – уходить не велит». Ребята, а электрический самовар можно брать на улицу и включать его?
Дети: нет, на улице нет розетки (ответил Миша)
Кошка: Собрались мы сегодня у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русский народ всегда любил песню. И грустную, и весёлую. Она сопровождала людей во время труда и праздников. А вы знаете русские народные песни?
Кошка: Хозяюшка, что-то гости твои заскучали от долгих рассказов, а в гостях у Самовара всегда было весело. Становитесь в полукруг!
Песня «Самовар»
Хозяйка: А кто скажет: из чего пили чай?
Дети: По русской традиции пили чай из блюдечек с сахаром, вареньем, пирогами, блинами, с сушками, сухариками, ватрушками.
Хозяйка: Ой, Мурлыка, где же мои кружечки знаниями полные?
Кошка: Мяу, мяу! Хозяюшка, найти не можешь? У своего ларчика волшебного спроси.
Хозяйка: Ой и правда!
Подходит к ларцу и стучит: «Двое из ларца одинаковы с лица!»
Из ларца ответ: «Что наша Хозяюшка?»
Хозяйка: «Дайте мне пожалуйста кружечки знаниями полные!»
Посмотрите, ребята, на кружечках задания.
Двое из ларца одинаковы с лица: Ага!
Кошка: Хозяюшка, разве ребята и гости справятся с заданием?
Хозяйка: Конечно, справятся!
1. Давайте вместе с вами и гостями вспомним пословицы и поговорки о самоваре и русском чаепитии.
Чай пить – приятно жить.
Чай не пьешь, где силу берешь?
Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.
Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.
Гостю почет – хозяину честь.
Хоть не богат, а гостям рад.
Самовар кипит – уходить не велит.
Выпей чайку, забудешь тоску.
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Кошка: С гостями :
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
Пей чай – удовольствие получай.
Чай пить – не дрова рубить.
От чая лиха не бывает.
Где есть чай, там и под елью рай.
Коль чаем угощают – значит, уважают.
Я сижу, чай пью — и ты заходи, чай пей!
Чай должен быть, как женский поцелуй — крепкий, горячий и сладкий!
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Кошка: А теперь вопрос к нашим гостям :
2. Как же правильно заваривать чай?
(Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный).
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать.
3. Хозяйка: Дети, что означает чашка чая?
Чашка чая - это уют и мир в доме. Чашка чая - это повод для встречи.
Ребята, чаепитие с древних времен считалось доброй семейной традицией.
А какой, ребята, пили чай на Руси? (Травяной)
А сейчас пьют травяные чаи? (Да пьют и добавляют траву в заварку для вкуса, запаха и для здоровья).
А какие травы добавляют в чай? (Мелису, мяту, чабрец, смородину, малину, яблоки, цветы розы, шиповник и другие)
Кошка: Мяу, мяу, все - то вы знаете! А кто же вам все про самовары рассказывал?
Дети: А мы еще можем и показать!
Кошка: А на чем мы будем смотреть? На блюдечке с красивыми узорами?
Ребенок: подходит к ларцу и стучит: «Двое из ларца одинаковы с лица!»
Из ларца ответ: «Что наша новая Хозяюшка?»
Ребенок: Включите проектор!
Двое из ларца одинаковы с лица: Ага!
Показ видио ролика: как проходил проект «Самовар_- символ России»
Кошка: А сами вкусный чай изготовить сможете?
Дети: Да, сможем.
Кошка: Мяу, мяу! Сейчас будете работниками чайной лаборатории.
Хозяйка: Ты, что Мурлыка, где мы с тобой такую лабораторию возьмем?
Кошка: Мяу, мяу, к своему ларцу иди, там и помощи проси.
Хозяйка: Ой и правда! (подхожу к ларцу)
Двое из ларца одинаковы с лица!
Двое из ларца: Что наша Хозяйка надо?
Хозяйка: Чайную лабораторию.
Двое из ларца одинаковы с лица: Ага!
(Звучит тихая музыка, одеваем детям фартуки и колпаки, делаем лабораторию)
Дети танцуют.
Кошка: Мяу, мяу, вот и лаборатория готова! Кто куда пойдет работать?
Хозяйка: У нас в лаборатории есть три центра : в первом – математическом – нужно сделать вкусный чай с травяными добавками.
Кошка: Во втором - творческом – изготовить красивую упаковку
Хозяйка: А в центре исследования приготовить травяные чаи по разным рецептам, сразу в заварочные чайники.
Кошка: Мяу, мяу, это не просто: травки не пописаны. Вы должны их исследовать, узнать по запаху и внешнему виду. Приготовить чай строго по рецепту.
Хозяйка: Ребята, выбирайте центр в котором хотите поработать и приступайте к делу. А мы, взрослые, вам поможем.
(Ребята расходятся по центрам, взрослые помогают)
Кошка: Мяу, мяу, а вы дорогие гости не стесняйтесь, присоединяйтесь, подходите и посмотрите, тоже попробуйте.
(Когда работа закончена в центрах дети и гости садятся на места.
Двое из ларца прячутся в сундук).
Хозяйка: Как вы славно потрудились, ребята! Вот ваш результат работы! Посмотрите сколько упаковок чая вы сделали! Подарите чай нашим гостям.
Кошка: Мяу, мяу, правильно сделали, правильно! А мы с Хозяюшкой тоже вам сюрприз приготовили.
Хозяйка: ( Стучит в ларец: Двое из ларца одинаковы с лица)
Двое из ларца: Что Хозяйка надо?
Хозяйка: Отблагодарить ребят за работу честную, кропотливую.
Двое из ларца одинаковы с лица: Ага!
(Двое достают подарки)
Кошка: Вот вам гостинцы сладкие и чай, который сами готовили, несите домой. Родителей чаем вкусным угостите, да про путешествие свое расскажите.
Хозяйка: А еще, ребята, дарим вам книжечки волшебные, для рецептов чая. Будете новые рецепты с мамами, папами записывать и дома готовить.
(Дарим подарки)
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Но нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной: «Кручусь, верчусь, в детский сад возвращусь».
Закрывают глаза, кружатся и произносят слова.