Наталья Никитина
Конспект занятия в подготовительной группе «Как дикие животные готовятся к зиме»
Конспект занятия в подготовительной группе «Как дикие животные готовятся к зиме».
Цель: Дать детям представление о том, как дикие животные готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Совершенствовать грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных.
Расширить знания детей о зимовании диких животных и их особенностях.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения.
Воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать желание помогать другим, любовь к природе.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счё т слов: волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.
Предварительная работа: Чтение рассказов и стихотворений о диких животных.
Используемые материалы: Презентация «Дикие животные», игрушка белочка, мяч, мелодия «шум ветра», карточки с изображением диких животных, корзинка, заготовки изображений с грибами, ягодами, шишками, орехами.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Становятся в круг. Друг друга приветствуем
Приветствие:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх и потянуться)
Солнышко лучик тебе протянул, (Руки протягиваем вперёд)
Солнышко щёчки нам полоскало, (Погладить по щекам)
Доброго утра, всем пожелало. (Руки прижать к груди).
Давайте подарим друг другу самую добрую и солнечную улыбку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно дети-это осень.
Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы знаете вы? (Ответы детей).
Вот и немного осталось до зимы. Осень скоро закончится. Есть две поры осени. Одна радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатым урожаем. Другая-неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжёлыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
Как вы думаете, какая сейчас осень? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы дети. А сейчас присаживайтесь на стульчики.
Стук в дверь. Появляется белочка с письмом (осенний лист).
Воспитатель: Дети, белочка приглашает нас в осенний лес. Хотели бы вы посмотреть, что там происходит? Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу?
Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес!
Вокруг себя покружись, в осеннем лесу окажись! (Звучит вой ветра)
Слайд : «Осенний лес».
Воспитатель: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.
Белочка с собой принесла корзину. В корзинке листочки, а на листочках загадки.
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса!
А зовут её-… (лиса)
***
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(волк)
***
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается.
(еж)
***
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
(зайчик)
***
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(лось)
***
Сам зверёк поменьше кошки
Хвост пушистый и большой
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой.
(Белка)
***
Воспитатель: Молодцы ребята! Как мы всех этих животных назовём одним словом? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Вставайте ребята в круг, покажем белочке какие мы знаем признаки животных.
Проводится игра с мячом «Подбери определения».
Воспитатель: Дети, я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (По окраске, по характеру) и вернуть мяч мне.
Лиса — рыжая, хитрая.
Заяц — трусливый, серый.
Медведь — неуклюжий, косолапый, бурый.
Белка — проворная, быстрая, рыжая.
Волк — серый, злой.
Лось — рогатый, сильный.
Ёж — колючий, хитрый.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
Скоро наступит зима, это очень трудное время года, которое жителям леса нелегко пережить. А как они готовятся к зиме, мы вместе сейчас узнаем.
Давайте посмотрим, с кем у нас будет первая встреча.
Слайд «Белка». (Летом)
Воспитатель: Как готовится белка к зиме?
Дети: Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой.
Слайд «Белка». (Зимой)
Воспитатель: В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…
- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.
Воспитатель: С кем будет следующая встреча?
Слайд «Заяц» (Летом).
Воспитатель: Готовятся ли зайцы к зиме?
Дети: Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая.
Воспитатель: Чем питается заяц?
Дети: Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.
Воспитатель: А как заяц устраивает себе домик? Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.
Слайд «Заяц. (Зимой).
Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.
Воспитатель: Следующая встреча у нас? (Медведь)
Слайд «Медведь».(Летом)
Воспитатель: Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме?
Дети: много ест, запасает жир, устраивает берлогу и спит всю зиму.
Воспитатель: Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.
Слайд «Медведь».(Зимой в берлоге)
Воспитатель: Чем питается медведь?
Дети: ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками. Медведь - хищное животное.
Воспитатель: Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.
А сейчас давайте отдохнём и поиграем в игру «Медвежата»
Проводится физ. минутка «Медвежата».
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
И садись на пенек!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот ещё один лесной житель.
Слайд «Ёжик».
Воспитатель: Дети, скажите, как готовится к зиме ёжик. (Ответы детей).
Слайд «Ёжик спит в норе».
Воспитатель: Ежи прячутся в густые кусты или в углубления почвы (в ямки) усыпанные опавшей листвой. В конце сентября. А уже зимой впадают в спячку и просыпаются только весной в апреле.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой?
Ответы детей.
Слайд «Барсук».
Воспитатель: В отличие от медведя и ежа барсук зимой просыпается- поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней ещё несколько отнорков делает.
Слайд «Нора барсука».
Воспитатель: Посмотрите встретились нам в лесу хищные звери! Как они готовятся к зиме? Нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые зимние?
Слайд «Волк и лиса».
Воспитатель: Да, конечно нужно. Зимой у них отрастает тёплая шерсть. Потому, что они спят иногда на снегу. Летом и мы с вами носим одежду лёгкую, чтобы не было жарко, а зимой надеваем более тёплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые. Просто у них отрастает другой более тёплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они на снегу не мёрзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится более густой и тёплой.
-Чем питаются лиса и волк?
Дети : Лиса питается мышами, зайцами. Волк оленями, лосями, зайцами.
Воспитатель: Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчатами. Это волчья стая.
Слайд «Волк со стаей)
Воспитатель: А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение. Кто это?
Дети: Лось!
Слайд «Лось».
Воспитатель: Чем питается лось?
Дети: Растениями.
Воспитатель: Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь в непогоду лось прячется в углублении в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под тёплое брюхо.
Воспитатель: Почему трудно лосю зимой? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек может помочь диким животным пережить зиму? Как называется профессия человека, который заботится о лесных животных?
Слайд «Как помогают люди диким животным».
Пальчиковая гимнастика:
Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Загибаем пальчики при перечислении).
Воспитатель: Ребята, белочка для вас принесла ещё задание от лесных жителей. Посмотрите, перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему.
Лось, лиса, заяц. (Лось и заяц питаются корой, ветками. Лиса мелкими животными).
Белка, медведь, ёж. (Медведь и ёж спят зимой, белка нет).
Белка, заяц, волк. (Белка и заяц меняют цвет шубки, а волк нет).
Волк, лиса, собака. (Волк и лиса дикие животные, собака домашнее животное).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Ну вот ребята, белочке пора возвращаться домой. Давайте соберём для животных гостинцы вот в эти корзинки. Но собирать будем только то, что едят звери.
Проводится игра: «Собери корзинки с запасами».
Воспитатель: Какие вы молодцы. Собрали угощенья. Давайте белочке скажем до свидания!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Давайте скажем волшебные слова и вернёмся в детский сад!
Вокруг себя покружись, в детском саду окажись! (Звучит вой ветра.)
Слайд воздушные шарики.
Итог занятия :
-Каких животных мы видели в лесу?
-А как мы их назовём одним словом?
-Как называется профессия человека, который подкармливает диких животных?