Татьяна Егорова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ярмарка народов Оренбуржья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ярмарка народов Оренбуржья».
Направление: познавательное развитие
Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.
Задачи интеграции образовательных областей:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Ярмарка народов Оренбуржья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Социально – коммуникативные: продолжать формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе; устанавливая положительные взаимоотношения с педагогом и сверстниками; продолжать формировать толерантное отношение и чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям;
Познавательное развитие: учить детей находить отличительные особенности национальных костюмов;
развивать интерес к истории родного края; учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы; закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, решать задачки; называть части суток, дни недели, развивать умение считать в прямом и обратном порядке до 10.
Речевое развитие: продолжать развивать диалогическую речь, отвечать на поставленный вопрос предложением; расширять и активизировать словарный запас; продолжать закреплять знания детей о звуках и буквах;
Художественно - эстетическое развитие: развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности; расширять представления детей о декоративных элементах национальных орнаментов.
Физическое развитие: развивать координацию движений, ловкость; развитие мелкой моторики.
Оборудование: карточки с буквами, нетрадиционная техника рисования трафаретированием на зеркале, гуашь, салфетки, национальные костюмы народов Оренбуржья – русский, татарский, украинский, узбекский, белорусский;
Русский уголок: ваза с колосьями пшеницы, каравай, самовар, сушки, салфетки, матрешка, рушник, пуховый платок, ложки, расписанные хохломской росписью.
Татарский уголок: чайная посуда – пиалы, тюбетейки, паутинка, кистень.
Украинский уголок: рушник вышитый, вышивки гладью, вазочка плетеная, вареники (мулляжи)
Узбекский уголок: арбуз, дыня, сухофрукты, пиалы, чайник, матрешка,
Белорусский уголок: горшки, плетеная корзина, плетеные вазочки из соломки, холст натуральный, вышивки, рушник, картофель (мулляжи).
Словарная работа: национальность, портки, косоворотка,«калфак», тюбетейка, сабантуй, картуз, хата, подворье, «бульба», сарафан, кокошник, карнай.
Приемы руководства деятельностью детей:
Постановка целей и мотивация деятельности детей, активизация деятельности детей в процессе мероприятия, организация практической деятельности детей, поддержание интереса детей к происходящему, приемы оценки и самооценки детей.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, исполнение ТСО. Словесный: беседа, объяснение, пояснение, вопросы, художественное слово
Практический: игровые и творческие упражнения
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель (в русском народном костюме) встречает гостей хлебом и солью:
- Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада вас приветствовать на нашей оренбургской земле!
1. Звучит русская народная музыка, в зал входят дети в русских национальных костюмах, здороваются и проходят в русский уголок.
Воспитатель: Проходите к столам и присаживайтесь, пожалуйста!
2. Звучит татарская народная музыка, входят дети в татарских народных костюмах, здороваются на татарском языке: - Исянмэсез! (проходят за татарский стол)
3. Звучит украинская мелодия, входят дети в украинских народных костюмах, здороваются по -украински: - Добридэн (проходят за украинский стол)
4. Звучит народная узбекская музыка, входят дети в национальных узбекских костюмах, здороваются по – узбекски: - АссоломуАлейкум (проходят за узбекский стол)
5. Звучит белорусская народная музыка, входят дети в национальных белорусских костюмах, здороваются по – белорусски: - Дабрыдзень! (проходят за белорусский стол)
Воспитатель: - Ребята, а в какой город вы приехали? (Оренбург) А в какой стране мы живем? (России)
Оренбург – это наша малая… (Родина) А как одним словом можно назвать жителей Оренбурга? (оренбуржцы)
Наш город Оренбург какой….- Огромный, Речной, Единый, Народный, Большой, Уральский, Развитый, Гостеприимный.
- Какой звук, в каждом слове первый?
- Чем отличается звук от буквы? (Дети называют и по буквам составляют слово ОРЕНБУРГ и читают)
- Смотрите, ребята, какие замечательные буквы у меня есть (Р, Н, У,О, Е, Б, Р, Г)
-Ребята, давайте составим слово. (Составляют слово Оренбург) Давайте прочитаем это слово вместе.
II.Основная часть.
Воспитатель: -Оренбург - наша малая Родина. Это центр области, самый главный город Оренбуржья. Ребята, сколько лет исполнилось городу Оренбургу? (275лет) Чем богат наш оренбургский край?
Предполагаемые ответы детей:
В нашей области выращивают пшеницу) (слайд) Добывают нефть и газ (слайд). Наши оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки и паутинки (показывает платок)
Воспитатель: Наш Оренбургский край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей. Послушайте стихотворение (читает ребенок).
«Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете национальности? (Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей. Ребята, а какие достопримечательности есть в нашем городе?
Предполагаемые ответ детей: В нашем городе много разных достопримечательностей (дети называют)
Воспитатель: А где собираются и отдыхают люди разных национальностей в нашем городе? (правильно, в культурном комплексе «Национальная деревня») Это своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям почти каждой национальности, проживающих - в Оренбургском крае, отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Национальной деревне». Вы согласны? (Да) Посмотрите на экран, что это за дом? (слайд)
1.(«Русское подворье»)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в гости приехали гости в русских национальных костюмах. Посмотрите, пожалуйста, на русский национальный костюм девочки?
Девочка (в нац. костюме) : Дети к празднику готовы,
Посмотрите на обновы.
Сарафан – то расписной,
Да с рубашечкой льняной
- основной одеждой девочек была сорочка, поверх которой надевали сарафан, а на голову надевали кокошник.
Мальчик (в нац. костюме) : Мужской костюм – это рубаха – косоворотка, которая шилась из белой, синей, красной ткани. Вокруг талии завязывались порты – длинные штаны, а на голову надевали картуз.
Воспитатель: Очень красивые костюмы! А из каких частей состоит женский костюм (Сорочка, сарафан, кокошник) Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, портки, картуз)
Девочка: - Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними.
Мальчик:-А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.
Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете? (Колечко, краски, ручеёк)
Мальчик: Приглашаем всех поиграть в игру «Ручеёк» (играет русская народная музыка)
Проводится игра «Ручеёк»
Девочка: А мы привезли вам подарок.
Мальчик: Мы привезли вам красивую ложку, украшенную хохломской росписью. (дарят)
2. Воспитатель: - Посмотрите на экран - это «Татарское подворье».(слайд) Посмотрите, ребята, а к нам еще пришли гости. Как вы думаете, люди, какой национальности пришли к нам в гости? (татары)
Мальчик : Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б так же почитали их.
Девочка:- девочки носили красивые приталенные платья, а на голову надевали головной убор, который называется «Калфак»
Мальчик:- мальчики надевали верхнюю одежду, котораяназываласьжилет, который надевался на рубаху. Головной убор у мужчин называется «Тюбетейка». И есть татарская народная игра «Тюбетейка». Сыграем?
Игра проводится под татарскую национальную музыку. Татарская народная игра «Тюбетейка»
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание)
Задания для играющих:
1. Назовите соседей числа 6 и 8
2. Посчитайте в прямом и обратном порядке до 10;
3. Решите задачу:
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей(6)
4. Назватьсколько в неделе дней?
5. Назовите части суток?
6. Назовите геометрические фигуры?
7. Посчитайте по – порядку?
8. Как называется часть круга, если поделить на 4 части?
9. Назовите времена года?
10. Назовите осенние месяцы?
После игры дарят тюбетейку.
Воспитатель: Ребята у татар, как и у других национальностей есть свои любимые праздники. Самым любимым праздником татар является «Сабантуй». И сейчас Эмилия расскажет нам об этом празднике. Она прочтет про этот праздник стихотворение на родном языке, а Витя прочтет на русском языке:
После сева летним днём Бугенбезде Сабантуй
Мы станцуем и споём Эшперенненбарын куй!
Веселись же и ликуй! Тузрекйегермейданга,
Это праздник Сабантуй! Байрам башланаанда!
Воспитатель: Молодцы, очень интересное стихи! Праздник сабантуй проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.
3. Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Посмотрите внимательно на экран. Это «Украинское подворье» (слайд) А еще кто к нам в гости пожаловал? (Украинцы)
Девочка: О, как прекрасна Украина!
Её таврийские поля,
Её леса, луга, пригорки,
И благодатная земля!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые украинские костюмы, какие красивые вышивки!
Девочка: украинский костюм, ребятки - это юбка, белая блузка с очень яркой и красивой вышивкой. Головной убор - украинский венок из искусственных цветов с лентами,а еще девочки надевали вышитый передник.
Мальчик: мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком- это длинный пояс.
Воспитатель: Красивые костюмы у украинцев? (да) Скажите гости дорогие, а как называется украинский дом? (Хата) Хата покрыта соломой, беленная, вокруг хаты есть плетень.
Мальчик: У всех народов есть свои национальные блюда, у украинцев –это вареники. (дарят вареники)
А, еще мы хотим подарить вам украинский танец (танцуют).
4. Звучит национальная узбекская музыка, з вучит карнай (слайд с узбекскими видами)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли еще гости, скажите, пожалуйста, из какой страны вы приехали?
Дети:- Из Солнечного Узбекистана.
Мальчик: Мы живем в Узбекистане,
Очень любим край родной,
Он хорош зимой и летом,
И особенно весной!
Девочка: - узбечки одеваются в яркие платья с особым восточным узором, Волосы заплетены в косички, на голове - тюбетейка. Это не только красивый, но и удобный в работе костюм, он защищает от палящего солнца и от прохлады в зимнее время.
Мальчик:мужчины узбеки одеты в полосатый халат из хлопка, и штаны, на голове - тюбетейка, она спасает от палящего солнца.
Воспитатель:- Скажите,пожалуйста, какая погода в Узбекистане?
Мальчик: в Узбекистане очень тепло, летом очень жарко, узбеки очень много трудятся и выращивают фрукты и овощи. Мы привезли вам гостинцы: арбуз, дыню и сухофрукты (дарят)
Девочка: - узбечки очень любят танцевать, я сейчас вам подарю узбекский танец. (танцует)
5. Воспитатель: А у нас есть еще гости, ребята, посмотрите на экран Это Белорусское подворье. (слайд) к нам пожаловали гости из Белоруссии.
Девочка: Нет милее березок, что на белой Руси,
О земле белорусской их возьми, расспроси.
Об озерах святых и березовых рощах,
И как солнце лучи свои в водах полощет!
Мальчик: - Белоруссия - это просторы, засеянные зерновыми культурами, цветущие поля льна, картофельные угодья и знаменитая Беловежская пуща. Любимый праздник белорусов - «Бульба». Так называют в Белоруссии картошку. И весь праздник посвящен картошке, а любимое блюдо из картофеля называется драники.
Девочка: белорусская девочка одевается в юбку с кофточкой, жакет и передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – повязка –рушник.
Мальчик: у мальчика – это льняная рубашка с вышивкой и поясом, на голове мужчины носили соломенные шляпы.
Воспитатель: белорусский народ любит петь песни, танцевать. Сейчас наши гости споют песню на родном языке.
(поют песню на белорусском языке «Гарни, гарни, бульбу з печы»)
Мальчик: А белорусские мастера – гончары лепили из глины посуду, а также плели из прутьев красивые корзины, а мы вам привезли в подарок красивый горшочек (обращает внимание детей на белорусский стол)
(Дарят горшочек)
III. Заключительная часть.
Воспитатель:- А сейчас мы все вместе сделаем ковер Дружбы Я приготовила вам краски (гуашь) и трафареты из национальных узоров (воспитатель объясняет технику рисования узоров на зеркале)
Полюбоваться красивым Ковром дружбы!
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам всем вместе споем песню о дружбе, песня называется «Большой хоровод»
IV. Итог занятия.
Воспитатель : У каждого народа есть свои праздники, у каждого народа есть свои танцы и песни, обычаи и обряды, которые они свято чтят и хранят. Культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего Оренбуржья.