лариса куликова
Конспект занятия в подготовительной группе «Изучаем сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Изучаем сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Цель: познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина на основе сказки «О рыбаке и рыбке».
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Изучаем сказку А, С, Пушкина „О рыбаке и рыбке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
-продолжать развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение чувствовать и понимать характер образов сказки;
- продолжать развивать мелкую моторику, соотносить движения и слова.
-содействовать овладению литературным языком своего народа.
-формировать и обогащать словарный запас слов.
- Воспитывать звуковую культуру речи - обучать правильному произношению слов.
Образовательные задачи: учить внимательно слушать, понимать текст сказки, анализировать поступки героев.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина, любовь к книге. Воспитывать в детях культуру поведения, умение договариваться, правильно общаться, быть благодарными тем, кто тебе помогает.
Предварительная работа: слушание аудио сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Наглядный материал: книга А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; иллюстрации к сказке формата А3.
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку:
Ног нет, а движется,
перья есть, а не летает,
глаза есть, а не мигает. Про кого загадка? (Правильно, это рыбка).
-Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей).
-Сегодня мы будем продолжать знакомиться с замечательным произведением великого русского поэта А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Воспитатель показывает картинку, изображающую титульный лист книги.
Сегодня, ребята, мы будем последовательно вспоминать и рассказывать эту сказку. А затем постараемся определить характер героев. Согласны? (Ответы детей).
Воспитатель спрашивает всех желающих рассказать сказку в последовательности.
1.- Мы слушали аудио сказку и наших ребят. Скажите, какая сказка? (Ответы детей). Правильно, волшебная. Как вы догадались? (Ответы детей). Правильно, рыбы не разговаривают и не делают волшебство.
2.-Ребята, какими чертами характера обладает дедушка? Как вы можете это подтвердить? (Ответы детей). Правильно, добрый, жалостливый, милосердный. Поймав рыбку, он не взял ее домой, на уху не пустил, а отпустил. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
Отпустил он рыбку золотую,
И сказал ей ласковое слово :
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
3.-Когда дедушка пришел домой и рассказал бабушке про волшебную рыбку, что бабушка ответила? (Ответы детей). Правильно, стала ругать деда. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
4.-Какая она? (Ответы детей). Недовольная, сварливая, капризная. Пришлось деду идти опять к морю и просить новое корыто.
5.-Как дедушка разговаривает с рыбкой? (Ответы детей). Правильно, вежливо. Рыбку называет государыней, с поклоном к ней. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даё т старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
6.-Что вы можете сказать о рыбке, какая она? (Ответы детей). (Правильно, добрая, щедрая). Она отблагодарила деда за свое спасение? (Да, у деда и бабы появилось новое корыто). А как она разговаривает с дедом? (Правильно, очень вежливо). "Чего тебе надобно, старче?"
7.-Довольна стала бабушка? (Ответы детей). Нет. Ещё пуще старуха стала бранится. Посылает деда к морю за новой избой. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
8.-Рыбка помогла? Исполнила желание бабушки? (Ответы детей). Да. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает.
9.-Довольна ли бабушка? (Ответы детей). Опять, нет.
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".
10---Помогла рыбка исполнить желание? (Ответы детей). Да. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
На крыльце стоит его старуха.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
11.-Довольна ли бабушка? (Ответы детей). Опять недовольная.
12.-Как она себя ведет со слугами? (Ответы детей). «За чупрун таскает».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
13.- Как ведет себя старуха? (Ответы детей) Плохо. Кричит на мужа. Отправила на конюшню работать.
14.-Затем захотела стать вольною царицей. Как вы думаете, кто такая вольная царица? (Ответы детей).
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною»
Со мною, дворянкой столбовою?
15.-Довольна старуха? (Ответы детей). Опять нет, ударила мужа. (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
Рыбка опять исполнила желание
Стала старуха царицей.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик - испугался!
16.-Как вы думаете, почему стоит грозная стража? (Ответы детей). Правильно, чтобы все люди ее боялись.
17.-Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей) (Воспитатель зачитывает подтверждающие строки из сказки).
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула,
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился,
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
18.-Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (Ответы детей). Правильно. Рыбка не хотела, чтобы старуха стала владычицей морскою и командовала над всеми морскими обитателями.
-Ребята, молодцы. Хорошо слушали сказку, были внимательными. Правильно подбирали слова, характеризующие героев сказки.
2. А сейчас давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Рыбка», проговаривая каждое слово с движением.
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиким)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)
3. Дети, а вы умеете понимать смысл пословиц? Давайте поиграем в пословицы.
Как вы понимаете пословицу: Много желать - добра не видать.
Корысть - глаза слепит.
Жадность - всякому горю начало.
Воспитатель внимательно выслушивает все ответы детей. Молодцы! Вы понимаете смысл пословиц.
4. Итак, ребята, давайте подведем итог.
Как мы можем охарактеризовать старуху. Какая она? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Старуха - своенравная, корыстная и ненасытная. Ей всегда хочется все больше и больше богатства. Она злая. Обижала старика.
И за это она поплатилась. Осталась у разбитого корыта.
-А старик, какой? Старик - вежливый, говорит с рыбкой уважительно. Добрый, отпускает рыбку в море, старается угодить рыбке и старухе.
-А рыбка, какая? Хорошая, добрая, волшебная.
- А кто вам понравился? Какого персонажа вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).
-Чему нас учит эта сказка? (Ответы детей). Правильно. Нельзя так много всего желать. Надо быть благодарным даже за малое.