Елена Рыжикова
Звук и буква [Ц]. Конспект занятия в подготовительной группе с использованием интерактивной технологии и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие дошкольников.
Конспект занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ц»
с использованием интерактивной технологии «Корзина идей» и ИКТ
Рыжикова Елена Александровна,
воспитатель высшей категории
ДС № 164 «Весточка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. о. Тольятти, Самарская обл.
Задачи:
Цель: Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».
Программное содержание:
Публикация «Звук и буква [Ц], Конспект занятия в подготовительной группе с использованием интерактивной технологии и ИКТ» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
ОО «Познавательно-речевое развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.
3. Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.
4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.
5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.
7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.
2. Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.
Использование современных образовательных технологий :«Корзина идей»
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал:
1. «Корзина идей» панно;
2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».
3. Конверт с заданиями:
схемы предложений
а) «__ __ |__ __»,
б) «__ __ __ __»,
в) «__ __ __».
5. Карточки с буквами «Ц», «ц».
6. Касса букв с выученными буквами.
7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.
8. Экран для самоанализа.
9. Карточки с именами детей для самоанализа.
10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.
Раздаточный материал:
1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».
2. Фишки для обозначения звуков : синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.
3. Листы для чтения с буквой «Ц — ц».
Ход:
Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон
с конвертом в руке.
Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»
Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.
Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»
I задание.
Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?
Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?
Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.
Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»
Дети: «Нет, не правильно.»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»
Дети: «В схемах допущены ошибки.»
Не обозначена Большая буква в начале предложения.
Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.
Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.
Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.
Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»
Дети предлагают исправленную схему: «|__ __ __».
Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»
Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.
Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.
II задание.
1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».
Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».
Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.
2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».
Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»
Характеристика звука : звук согласный, всегда твёрдый, глухой.
Дети: «Буквой «цэ».
Воспитатель: «А какая это буква и почему?»
Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»
Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».
Воспитатель: «Это какая буква?»
Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».
Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».
Воспитатель: «А это какая буква?»
Дети: «Это маленькая буква «цэ».
Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»
Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»
III задание.
Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.
Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.
Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»
Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»
Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является
первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.
Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.
Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»
ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»
Смотри приложение презентацию.
Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.
Воспитатель: «Продолжим выполнять увлекательные задания!»
IV задание.
Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.
Воспитатель раздает всем по 1 листу.
а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;
б) Чтение столбиков с заданиями:
Воспитатель: Найдите:
В 1 ряду столбиков:
- в первом столбике первое слово;
- в первом столбике третье слово
- во втором столбике первое слово;
- во втором столбике второе слово;
- прочитать слова, которые начинаются с буквы «ц»;
- прочитать слова, которые заканчиваются на букву «ц».
Во 2 ряду столбиков:
- в первом столбике прочитать слово с буквой «ц»;
- в третьем столбике прочитать слово, обозначающее животного, птицу.
в) Работа над текстом «Год».
- Чтение по одному предложению по очереди.
- Задание: прочитать названия зимних месяцев;
прочитать названия весенних месяцев;
прочитать названия осенних месяцев;
прочитать названия летних месяцев.
Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:
Задание: Найти и прочитать названия месяцев с буквой «ц» (таких нет).
г) Чтение и отгадывание загадок.
Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).
Задание: 1) прочитать загадку к этой отгадке (морковь); «Сидит красавица на улице, а коса в темнице»
2) прочитать загадку к другой отгадке (ножницы); «Два кольца, два конца, посередине гвоздик»
Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.
«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.
«Кузнечик стрекочет» : ЦЦЦЦЦЦЦЦ…
Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»
Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).
Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .
Подведение итогов:
Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».