Лена Мозговая
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности
: игровая, продуктивная, коммуникативная,познавательная,музыкально-художественная.
Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Цели:
Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли, с образом жизни и бытом коренных жителей тундры, закрепить знания о животных и растительном мире, воспитывать уважение к людям другой культуры через традиции народов Севера.
Планируемые результаты:
умеет поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрениярассуждать и давать необходимые пояснения, выражает положительные эмоции при прослушивании при чтении стихотворения Н. Оегир и выполняя музыкальноритмические движения, активно и доброжелательновзаимодействуетс педагогом и сверстниками во время спортивных состязаний.
Материалы и оборудования
: чум, одежда северян,мягкая игрушка олень, музыкальное сопровождение, слайды, карта России, пейзаж Севера, бубен шамана.
Словарная работа:
чум, олений мох. ,шаман, тундра, лучина, нарты, ягель, оленевод.
Литературный ряд:
загадка о северном олене, стихотворение Н. Оегир.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы:
С. Дорохова " Если ты на Севере живешь?"
М. Пляцковская " Елка бегает по тундре"
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, работа по карте, просмотр видео, слайдов.
3. Беседы:
" Путешествие на Север"
" Национальная одежда северян"
" Северные узоры"
4. Беседа по картине" северные олени".
5. Дидактические игры: " Кто где живет?"
" Сколько братьев у нашего дома?"
"Узнай по описанию"
6. Разучивание национальных игр, танцевальных движений Севера.
Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационный момент.
Показ слайдов о Севере сопровождается чтением стихотворения Н. Оегир.
"Пускай бураны злятся -все напрасно
Пусть темень 9 месяцев в году
А все-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду. "
- О каком крае я прочитала стихотворение и показала слайды? (ответы детей).
- Где находится Север нашей Родины? (ответы детей).
- Что вы знаете о Севере? (ответы детей).
-Какое явление природы бывает только на Севере зимой? (северное сияние).
-Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к оленеводам, живущим в тундре.
(гаснет свет, звучит хомус, сверкает " северное сияние").
-Где мы с вами находимся? (в тундре).
- Что это? (чум).
-Из чего сделан? 9 из олених шкур).
- Почему? (ответы детей).
-Люди какой национальности живут в этих чумах? (олтветы детей).
2. Рассказ воспитателя о коренных жителях тундры.
- Да, живут они с давних пор. Это сильные и смелые люди. Основное традиционное занятие мужчин- разведение оленей и охота, а женщины занимались выделкой шкур и шитьем национальной одежды (показ).Мальчики с ранних лет помогали отцам, поэтому они ловкие, сильные, быстрые, а девочки- матери.
В настоящее время в чумах есть свет, и радио, и телевизор. А раньше в долгие зимние ночи люди Севера пользовались лучиной, которая была погружена в жир моржа или тюленя и горела долго. а что такое лучина? (ответы детей).
-Почему оленеводы живут в чумах? (ответьы детей).
-Что такое нарты? (ответы детей).
-Послушайте загадку.
-Кто это (ответы детей).
-Да, олень - главное животное в тундре. Почему? (ответы детей).
-Олень очень неприхотлив. Он не требует от хозяина корма, ни укрытий от непогоды. Оленей охраняют пастухи и их помощники- собаки. Они защищают оленей от волков и других хищников.
-Чем питаются олени? (ответы детей).
-Давайте представим себя оленями.
3. Динамическая пауза.
Полярное небо ночи темней. Струйками пар из оленьих ноздрей. Хэй, хэй, хэй! (бег по кругу с поднятыми руками над головой).
Свистят по дороге полозья саней. Поземка скользит и струится по ней. Хэй, хэй, хэй! (лыжный шаг).
И ветер с веселою песней моей. Летит над просторами снежных полей. Хэй, хэй, хэй!
Летит за оленями песня мой друг, и стадо само собирается в круг. хэй, хэй,хэй! (бег по кругу).
4. Рассказывание о празднике.
-Когда над тундрой появляются первые солнечные лучи, рождается первый олененок. В это время все население тундры собирается на свой праздник - встречи Солнца. Я хочу, чтобы вы приняли в нем участие. Праздник, которого все ждали, начинается! (звучит музыка).
-Первым открывает праздник по обычаю северян- шаман. Он благодарит духов, приславших в тундру Солнце. (выходит ребенок, танцует вокруг " костра")
-По обычаям северных народов, женщины в этот день разжигают костры в честь сильных мужчин, хозяев тундры. (выходят девочки, танцуют, разжигают " огонь".)
-Мужчины состязаются в силе, ловкости и выносливости.
На празднике устраивают спортивные состязания. Традиционные виды состязаний:
1. Перетягивание палки (показ детей).
2. Борьба (показ детей).
3. " Молодой оленевод"(бросание колец на" оленьи рога".
-Самым ярким и захватывающим зрелищем бывают гонки на оленях. Во всех этих соревнованиях побеждают самые сильные, ловкие, выносливые мужчины.
-Праздник заканчивается традиционным гулянием и танцами (дети берутся за руки и танцуют).
-Люди берутся за руки и поют песни 6
" Земля пробудилась от зимнего сна.
по тундре, по сопкам шагает Весна"
-Целый день длится праздник, а помнится целый год.
5. Рефлексия.
-Вы познакомились с еще одним обычаем народов Севера.
-А где такой праздник можно увидеть?.