наталья
Конспект занятия в подготовительной группе «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема "Деревья и кустарники"
Категория: Дошкольное образование
13.10.2020 Андросова Наталья Александровна г. Кемерово МБДОУ № 229
___
Интегрированное занятие
Программное содержание.
___
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
учить детей различать деревья по внешним признакам;
развивать словарь по данной теме.
Развивать слуховое внимание и память,
упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы.
Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников. Листья и плоды деревьев и кустарников.
Игрушка — Старичок-лесовичок.
Ход занятия
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок-лесовичок!
По лесу хожу,
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.
Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда — отгадайте.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети. Это лес!
- Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес - это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.
Старичок-лесовичок. Отправляемся в путь! (Звучит музыка.) Вот мы и пришли. Отгадайте имена лесных жильцов.
- Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
4. Физкультминутка
Мы вокруг рябины
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
(Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением рябины.)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Чем же полезна рябина? (Ее ягоды — корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот.) Из рябины варят варенье, значит, оно какое? (Рябиновое.) А если сварят джем, то он какой (Рябиновый.) Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением ивы.)
А знаете ли вы еще одно очень интересное дерево, оно летом все в иголках, а зимой уже без них. (Лиственница.)
Как называются леса, в которых растут эти деревья? (Хвойные.)
А почему? (Вместо листьев у них хвоя.)
А как назвать одну? (Хвоинка.)
Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Воспитатель. А как вы догадались?
Чем каждой весной береза нас угощает?
Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А что можно сделать из древесины (Мебель, фанеру, из бересты плетут лапти, корзины, сумки.)
А что применяют в медицине (Почки.)
(Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением липы.) А это дерево так о себе рассказывает:
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой,
Не ломай меня.
Зацвету я летом
Медоносным цветом,
Береги меня.
Какого цвета у липы ствол? (Черный.)
А листочки перед дождем прикрывают цветки. Из древесины умельцы делают различные поделки. А чем полезна липа для медиков, кто знает? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды, пчелы нам дарят липовый мед.)
(Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением ивы.)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит —
Никому не говорит.
(Ива)
Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускающиеся вниз, даже ствола не видно. А какие листья у ивы? (Ответы детей.) Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением осины.) Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево. Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что это за дерево? (Ответы детей.)
Старичок-лесовичок. Можно я загадку загадаю?
Летом снег!
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)
Воспитатель. Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.
Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением клена и показывает семена-крылатки.
Воспитатель. А какое это дерево? Как вы узнали? Какой формы листья у клена? (Ответы детей.) Отгадайте еще одну загадку.
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут —
Береток не найдут.
(Желуди)
Педагог показывает иллюстрацию с изображением дуба.
Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба.) Кто видел это дерево и может описать его и его листья?
Дети описывают дуб.
(Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением вербы.)
Белые овечки
Бегают по свечке.
Воспитатель. Кто из вас видел, как цветет верба? Расскажите. (Ответы детей.)
Старичок-лесовичок. Можно я с ребятами поиграю? Я по группе расставил иллюстрации с изображением деревьев, а вам даю листочки. Найдите, с какого дерева эти листочки. А вот вам детки, найдите, с какого дерева эти детки.
Проводится игра «С какой ветки детки».
Дети относят листья к соответствующим деревьям.
Старичок-лесовичок. Скажите, у каких деревьев бывают сережки? (У березы, тополя, осины.) У какого дерева черный ствол? (У липы.) У какого дерева зеленовато-лиловый ствол? (У осины.) У какого дерева белый ствол? (У березы.) Весной мы пьем сок какого дерева? (Березы.) У какого дерева семена-крылатки? (У клена.) Посмотрите, какая большая поляна, она приглашает нас потанцевать.
(Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением шиповника.)
Вот шиповника цветы —
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие.
Ай-ай-ай! Колючие.
А что вы знаете о шиповнике? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением сирени.)
Расскажите, что вы знаете об этом кустарнике. (Ответы детей.)
(Показывает иллюстрацию с изображением жасмина.) Посмотрите, какой красивый кустарник. Как красиво он цветет! Сухие цветы жасмина делают чай очень ароматным. Живя летом в деревне или на даче, вы собираете с кустарников ягоды.
Низок, да колюч,
Сладок, да пахуч.
Ягоду сорвешь —
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Три сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая белеет,
А третья чернеет.
(смородина)
Красненька матрёшка,
Беленько сердечко.
(Малина)
Наварит мама или бабушка вам варенье из малины, и вы его едите. Какое оно? (Малиновое.) Из смородины? (Смородиновое.) А сварят вам компот из малины, значит, он какой? (Малиновый.) А из смородины? (Смородиновый.) Что можно делать с ягодами? (Варить, мыть, сушить, тереть, давить, есть, мять, срывать, толочь, перекручивать.) Какой из кустарников вам понравился, о каком из них вы хотите рассказать? (Ответы детей.)
Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? Какие хвойные деревья вы видели? (Ответы детей.) А если пришли в лес и там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (Лиственный.) Какие лиственные деревья вы видели? Пришли вы в лес, а там и лиственные деревья, и хвойные. Как такой лес назвать? (Смешанный.)Что общего в строении есть и у деревьев, и у кустарников? (Корень.) Назовите различия в строении деревьев и кустарников. (У дерева один ствол, а у кустарников их несколько, кустарники ниже деревьев.)
Старичок-лесовичок. А знаете ли вы, как называют лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор.)
А если одни березы? (Березовая роща.)
А если одни дубы? (Дубрава.)
В парках люди сажают с двух сторон аллеи одинаковые деревья. Если посажены березы, то это какая аллея? (Березовая.)
Если тополя, то это какая аллея? (Тополиная.)
Воспитатель. В березовой роще много каких деревьев? (Берез.)
В дубраве много. (Дубов.)
В сосновом бору много. (Сосен.)
На тополиной аллее посажено много. (Тополей.)
На кленовой аллее растет много. (Кленов.)
На липовой аллее растет много. (Лип.)
Старичок-лесовичок. Много вы знаете, ребята, но вам пора возвращаться в детский сад. На прощание я вам расскажу одну историю.
Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли, лет через сто этого места было не узнать: вместо пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный — резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц — любителей рябиновых ягод. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали, оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод нападало в почву, из них вырастали молодые рябины. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
До свидания, ребята. Добро пожаловать в мой лес!