Марина Глухова
Конспект занятия в подготовительной группе «Давайте оживим Землю!»
Тема: «Давайте оживим землю!»
Познавательные задачи:
• познакомить детей с составом земли, с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
• формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие задачи:
• упражнять в умении сравнивать, анализировать;
• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
Воспитательные задачи:
• учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
• воспитывать любовь к природе;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Давайте оживим Землю!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• учить видеть необычное в обычном;
• формировать основы экологической культуры.
Материалы и оборудование: мисочки с пеком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
Ход занятия.
Чтобы узнать, о чем идет речь, воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
И топчут ее, и режут ее,
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля)
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать - земля», «матушка»? Какая земля под ногами — твердая или мягкая? (Твердая, крепкая, надежная.) А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)
Экспериментирование
Исследование песка
Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой). Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие ОНИ? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (сыпучий.) А теперь возьмете трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта.) Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями. (Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.) По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
Исследование глины
Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.) Внимательно рассмотрите ее. Какая она? (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.) Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину.) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.
В заключение воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, Филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».
Физкультминутка
Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.
РАЗ — и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА — и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ — сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ — камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ—я почва — верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!
После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.
Исследование камней
Воспитатель. Давайте, исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет.) Как они изменились? (Стали ярче, красивее.) Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.) Кто из вас видел камни, и где это было?
В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Ест их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Исследование почвы
Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (В ней есть частички темною цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва стала влажной). Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение, может питаться.) А кто живет в почве? (Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растение. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кустков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой».
Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля.) Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой - землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля – это еще и название нашей планеты, Давайте скажем «матушке – Земле» несколько добрых слов и пожелании. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле. (Дети говорят добрые слова. А в это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.). А теперь давайте поиграем!
ИГРА «ОТКУДА ЭТА ГОРСТЬ ЗЕМЛИ?»
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток – пустыня, 2-й – лес, 3-й – цветники, 4-й – каменистый берег моря, 5-й – глинистая дорога, 6-й – горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешки, - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега).
Заключительная часть.
Воспитатель. Мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили? (Ответы детей). Теперь, может быть, вы по-другому будите смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая почва лежит на земле, под ногами, попробуйте взять горсть, на ощупь ощутите и рассмотрите, из каких компонентов она состоит.