Ольга Сидорова
Конспект занятия «Удивительные камни»
▼ Скачать
«Удивительные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные: Формировать умения классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Используя ТРИЗ-технологии развивать у детей воображение, логическое мышление, умение ставить и решать проблему. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные камни“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, наборы камней, лупы, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, аудиозапись «Шум моря», мультимедиа.
Словарная работа: шершавый, гладкий, твердый, лупа, коллекция.
- Ребята, здравствуйте! Я знаю, что вы умные и любознательные. Мы сегодня снова с вами в нашей лаборатории. А что сегодня будем исследовать, вы должны угадать.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
- Правильно, ребята, мы сегодня с вами будем исследовать камень.
- Камень – это объект живой или не живой природы?
- Этот предмет твердый или мягкий?
- Холодный или мягкий?
- Гладкий или шероховатый?
- Где мы можем встретить камни?
- Есть, ребята, профессии людей, которые работают с камнями. Это геолог, альпинист, археолог, ювелир, садовник, музейный работник, дворник, скульптор.
- Ребята, я предлагаю вам сесть за свои столы. Посмотрите, ребята у вас есть на подносах разные камни. Давайте рассмотрим их. Можете взять и рассмотреть их. Как вы думаете, камни все одинаковые или разные? Чем они похожи?
- Чем отличаются?
Какой мы можем сделать вывод? (камни бывают разными, различной окраски, большие и маленькие, гладкие и шероховатые).
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай на ощупь». Нужно закрыть глаза и на ощупь найти гладкий камень, маленький камень, шероховатый камень, большой камень.
- Камни таинственные, необыкновенные, красивые камни. Камни учат молчанию, терпению, спокойствию, созерцанию.
(Физкультминутка)
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
- А сейчас, ребята, мы как ученые с вами проведем опыты с камнями и сделаем выводы. Лаборатория наша работает, ученые готовы к проведению опыта. И так …
Опыт 1: определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт 2: Определение размеры.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт 3: определение характера поверхности.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт 4: Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Ребята, вы видите камни. Они отличаются друг от друга, на камнях можно увидеть углубления, ямочки, трещины, узоры, крапинки.
Опыт 5:определение веса.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые.
Опыт 6: Определение температуры.
Дыхательная гимнастика. Дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой.
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель: ребята, как вы думаете: что будет с камнем, если положить его в воду? Почему вы так думаете? А что нужно сделать, чтобы узнать правду-истину?
Опыт 7: Плавучесть.
Дети беру банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.
Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Ассоциации».
Воспитатель задает детям вопросы:
- Камень твердый, как?
- Камень холодный как?
- Камень шероховатый как?
- Камень гладкий как?
- Камень круглый как?
- Молодцы, ребята!
И так, сейчас мы подведем с вами итог нашего занятия.
- Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные.
Они отличаются свойствами и тем, как человек использует их в своей жизни. Молодцы, ребята.
Все камни такие для нас родные…
Спасибо, добрый дедушка Батов,
Ты оценить помог дары зеленые.
Они прелестны. Не хватает слов.
Ребята, приводите свои рабочие места в порядок, большое всем спасибо.
(можно организовать выставку камней и где использует человек в жизни камни).