Бояркина Лариса Витальевна
«Путешествие во времени. Блокада Ленинграда». Конспект занятия учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
Задачи:
Образовательные
- закреплять и систематизировать знания детей о блокаде Ленинграда;
- расширять и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- способствовать развитию памяти, логического мышления;
- развивать выразительность речи при чтении стихов.
Воспитательные
Темочки:
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Конспекты
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать чувство гордости за свой народ, его героическое прошлое, уважение к памяти павших;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
- способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Оборудование: презентация, белые буквы БЛОКАДА, обруч, мнемотаблица "Блокада", книги о блокаде и Великой Отечественной войне, разрезные картинки по теме (здания, запись звука метронома.
Ход НОД
1. Организационный момент
Психологический настрой «Здравствуй!»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую! потянуться, растопырив пальцы
помахать вверху руками
волнообразные движения руками
присесть и подняться
2. Введение в тему
- Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено очень важной дате для нашей страны и города Санкт-Петербурга. Мы готовились к этому торжественному событию. Что это за дата(27 января, День снятия Блокады Ленинграда.)
- Предлагаю вам отправиться в прошлое нашей истории. Согласны?
Откуда мы узнаем о прошлом? (Из книг, кинофильмов, у взрослых людей, в Интернете.)
- Правильно, из многих источников, а главным образом из книг. "Книга не самолёт, а за тридевять земель отнесёт". А мы сейчас сможем перенестись в прошлое через экран времени.
3. Прослушивание стихотворения. Деление слов на слоги
Показ презентации сопровождается комментариями педагога.
Слайд 1. Война! Великая Отечественная война! Она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде.
Звучит метроном. Под звуки метронома педагог читает стихотворение:
Это просто счётчик ритма - метроном.
Звук блокады.
Ритм блокады.
Входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать стук.
Это холод, это голод.
Смерти звук.
Это знак, что есть живые.
- На что похож этот звук? (На стук сердца)
- Метроном - это сердце Ленинграда, он звучал по радио между обстрелами и новостями с фронта.
- Давайте мы с вами простучим ритм некоторых слов из этого стихотворения, разделим их на слоги: ритм, метроном, звук, блокада, дом, голод, живые (Дети выполняют задание).
4. Развитие фонематического слуха
- Близко подошли враги к городу, могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом.
Наш город оказался в блокаде. Что такое блокада? Слайд 2
(Ответы детей.)
- Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. (Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)
Б – боль, беда, бомбежка, боеприпасы, бомбоубежище
Л – Ленинград, люди, лед, Ладога
О – оборона, окружение
К – кусок хлеба, кольцо
А – авианалет, атака
Д – дорога жизни, дневник Тани Савичевой
А – армия, артиллерия
Ребята, давайте сделаем круг, который напомнит нам о блокадном кольце (Дети встают в круг, держась за руки). Подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друг друга своим теплом. (Дети, стоя в кругу, кладут руки на плечи соседей.)
5. Чтение стихотворения детьми
- Дети, буквы у нас совершенно белые. Я попрошу вас объяснить с помощью стихотворений почему они такие. (Чтение стихотворения Н. Алексеева "Какого цвета.)
Дети читают стихотворение по одной строке.
Какого цвета. ?
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
- Фашистам удалось окружить город. На защиту города встали все, кто еще в нем оставался, в том числе женщины и подростки. Слайды 3, 4.
Ребенок читает стихотворение
Напали фашисты на нашу страну.
Шли танки, летели снаряды.
Отцы, деды, братья ушли на войну
Сражаться с фашистской армадой.
6. Игра «Один – много» (с мячом)
Один снаряд – много снарядов
Словарь: бомбежка, авианалет, армия, атака, каска, патрон, истребитель, боец, герой, житель, защитник.
7. Игра «Восстанови здание»
Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Рушились дома, полыхали пожары, погибали люди. Многие здания были разрушены. Давайте вместе с вами попробуем их восстановить.
Дети складывают разрезные картинки.
8. Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
9. Беседа о детях блокадного города. Слайд 5
- Восстанавливать разрушенное не так просто, а когда нет рядом мужских рук, ещё сложнее. В городе оставались дети, женщины, старики. Городу надо было жить! Люди трудились на заводах, заводы должны были работать. Идёт война, и солдатам нужны были гранаты, пулемёты, мины, пушки, патроны, танки. Дети трудились наравне со взрослыми, всё делали для победы нашего народа.
10. Чтение стихотворения ребенком
- Дети оставались для взрослых всё равно детьми, и взрослые старались им немного украсить жизнь, ну хотя бы праздником, таким как Новый год. Лучшими подарками для деток было сало, шоколад и хлеб. Слайд 6.
Ребенок читает стихотворение о хлебе:
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
11. Рассказ педагога о Дороге жизни. Слайд 7.
- В осаждённый город нужно было как-то переправлять продовольствие, медикаменты, боеприпасы.
Все пути к городу были блокированы немцами. "Дорогой жизни" стало Ладожское озеро. В первую блокадную зиму были сильные морозы и вода в Ладоге превратилась в лёд. Днём и ночью люди трудились. Несмотря на воздушные атаки немцев, водители машин, моряки, речники справлялись с поставленными задачами. Порой ценой собственной жизни. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.
И вот пришел день освобождения. Блокада была прорвана! 27 января 1944 года, 80 лет назад, наши войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Слайд 8.
12. Игра «Ассоциации»
Вот и завершилось наше путешествие во времени. Спасибо нашему экрану и вам, ребята. Помог вам экран увидеть войну, блокаду? Сейчас я буду называть слова, а вы скажете, что вы представляете, услышав это слово:
блокада -, Дорога жизни -, артобстрел -, хлебная карточка -, бомбоубежище -, прорыв блокады -…
13. Координация речи с движением.
- О чем мечтает большинство людей на нашей планете Земля? (Чтобы закончились все войны, всегда был мир.)
Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет солнце! (Поднимают руки над головой.)
Пусть всегда будет небо! (Разводят руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море! (Разводят руки перед собой.)
Пусть всегда буду я! (Показывают на себя.)
Пусть всегда поют песни! (Наклоняют голову в стороны.)
Пусть всегда будут танцы! (Делают присядку.)
Пусть всегда будут птицы! (Машут руками.)
Пусть всегда будет мир! (Хлопают над головой.)