Наталья Шевченко
Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте «Звук и буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с темой «Звук и буква Б»
Задачи:
• Развитие мелкой и артикуляционной моторики
• Развитие темпа и ритма
• Развитие фонематического слуха, фонематического анализа
• Развитие графических навыков
• Развитие фразовой речи
• Развитие грамматического строя речи
• Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные»
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Материалы и оборудование: наручная кукла-заяц, изображения по лексической теме «Дикие животные» (ежи, лисы, зайцы и т. д., индивидуальные зеркала, символ звука Б, опорная схема характеристики звуков, пара деревянных ложек на каждого ребенка, изображение буквы Б, пластиковые корзинки с фишками для звукового анализа на каждого ребенка, «звуковые домики» на каждого ребенка, распечатанное задание и карандаши на каждого ребенка
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, мы с вами выполним задание. Посмотрите на картинки. Назовите папу, маму и детёныша животных, а затем ответьте на вопрос: «Чья семья» (например: волчья и т. п.)
Изображения: семья волков, зайцев, медведей, ежей, лис.
(ответы детей)
И последняя семья заячья. К нам в гости из неё сегодня пришёл зайчонок.
У логопеда наручная кукла-заяц
Он очень хотел вместе с нами выучить новые звуки и буквы, чтобы в следующем году отправиться в лесную школу. Поможем ему, ребята?
2. Артикуляционная гимнастика
Я прочитаю вам сказку про семью зайчонка, и мы вместе изобразим её. Возьмите зеркала, поставьте рядом с собой, слушайте внимательно и повторяйте упражнения за мной.
Семья зайчонка живёт на уютной полянке в большом доме. Вокруг дома белый заборчик (упражнение «Заборчик»). Его семья очень трудолюбивая, и у них даже есть свой огород. Они вскапываю землю лопатой (упражнение «Лопаточка») и сажают капусту. А после работы мама зайчиха помогает малышу зайчонку покачаться на качелях (упражнение «Качели»). Когда часы показывают два часа дня, папа заяц собирается на рынок (упражнение «Часики»). А когда он возвращается оттуда, довольный зайчонок встречает его и играет на барабане (упражнение «Барабанщик»). Зайчонок играет: «Бам, бам, бам! Бом, бом, бом!».
Скажите, ребята, какой первый звук в этих слогах?
Верно, это звук Б. И сегодня мы с вами поговорим про него.
3. Артикуляция звука Б, характеристика звука
На доске символ-картинка звука и опорная схема характеристики звуков.
На доске вы видите символ нового звука, с которым мы сегодня познакомимся. Это барабан, барабан стучит «Б-б-б». Вместе как барабан.
Посмотрите ещё раз в свои зеркала, произнесём звук снова. Что делают губы и зубы? Что делает язычок? Звенит ли горлышко?
Положите зеркала на угол стола.
Кто может дать характеристику этого звука? (согласный, твердый, звонкий, мягкая пара – [Б’])
4. Упражнение «Звуковой домик»
На доске картинка домика с тремя окошками.
Мы с зайчонком пришли к домику, домик этот не простой, а звуковой. В каждом окошке может жить звук. Давайте поселим звук в нужное окошко. Для этого нам понадобится две фишки – синяя и зелёная. Синяя – для согласного твёрдого звука [Б], зелёная – для согласного мягкого звука [Б’].
Слушайте слова и кладите фишку в нужное окошко.
Слова: соболь, белый, бурундук, зубы, барс, берлога, кабан, бивень, бурый, зубр, белка, барсук, бобёр
Молодцы, ребята, вы отлично справились, и наш зайчонок вместе с вами научился различать звуки [Б] и [Б’].
5. Физкультминутка с элементами логоритмики
А теперь нам нужно немного отдохнуть, выходите на ковёр. Мы пришли в гости к ежонку, другу зайчонка, давайте сделаем упражнение с ложками под его песенку.
Звучит песня «С барабаном ходит ёжик». Дети маршируют и отбивают ритм деревянными ложками.
6. Знакомство с буквой Б
Присаживайтесь на свои места. А теперь мы с вами научим зайку, как писать букву Б.
На доске вы видите букву, которой обозначается звук Б. Какие у неё есть элементы? (две палочки и полукруг).
Послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить:
У буквы Б - брюшко большое
Сверху кепка с козырьком
Будто буковка гордится
Будто все ей нипочем!
А теперь построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
Вместе напишем букву Б в воздухе. Приготовили указательный палец.
Вспомните, чем отличаются звук и буква? (звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем)
7. Пальчиковая гимнастика
А теперь подготовим наши пальчики к письму, проведем для них гимнастику:
Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие:
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары кулаками друг по другу, сначала правый, потом левый сверху)
Всем тепло, уютно в нем. (Пальцы на обеих руках собрать в кулак, выпрямить)
8. Выполнение письменного задания
Возьмите листочки, которые я вам раздала, и карандаши. Будем вместе выполнять задания.
Здания: раскрасить букву нужным цветом (синий и зеленый, продолжить узор, написать слово и раскрасить его схему, составить предложение и начертить его схему.
Все хорошо справились с этим заданием, отложите листочки в сторону.
9. Деформированные предложения
Работа над фразовой речью и грамматическим строем речи, развитие фонематического анализа на уровне предложения И напоследок зайчонок дал нам прочитать письмо о своих лесных друзьях, но так как буквы он ещё не выучил до конца, все слова перепутались. Помогите зайчонку правильно составить предложения и определите, в каких словах есть звуки [Б] и [Б’]
Слова: барсук, нора, в, залезть, большой; дупло, белка, в, убежала.
10. Итоги Обобщение полученных знаний, рефлексия.
Ответьте на вопросы. Какой звук мы сегодня с вами выучили? Вспомним его характеристику. Какой буквой он обозначается. Чем отличаются звук и буква? Ребята, как думаете, мы хорошо справились с заданиями? Я тоже думаю, что вы справились со всеми заданиями хорошо, и теперь точно запомнили всё про звук и букву Б, и наш зайчонок тоже узнал много нового. Ему так понравилось на нашем занятии, что он решил подарить вам небольшой сюрприз.