Елена Самарина
Конспект занятия «Туристы-путешественники» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приблизить детей к туристическим походам и соревнованиям.
Задачи:
- Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д. ,
- Какие бывают разные виды туризма : пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д. ;
- Воспитывать интерес к туризму.
Материал: Презентация «Мы маленькие туристы!».
Ход занятия
Воспитатель проводит приветствие - «Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать туристами? (Ответы детей) слайд 2 .
Туристы – это люди, которые ходят в походы, это путешественники. Туристы - сильные, выносливые, неунывающие, люди, которые не боятся трудностей. Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.
Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.
Воспитатель : А что такое туризм?
Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. - слайд 3.
Воспитатель: А для чего туристы путешествуют и ходят в походы?
Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. - слайд 3.
Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный); на лыжах (лыжный); на конях (конный); автомобилях, автобусах (автотуризм); в горах (горный туризм); на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный); и др. (сопровождается показом презентации) - слайды 4,5.
Игра «Виды туризма» - слайд 6.
Педагог показывает карточки с изображением того или иного вида туризма. Показывая их детям по одной, педагог предлагает назвать вид туризма, к которому это изображение относится. Например, лодка с веслом – водный туризм, каска – горный, велосипед – велосипедный и т. п. Выигрывает тот, кто больше назовет правильных ответов.
Воспитатель: Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.
Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Воспитатель : Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой туристическое снаряжение- палатки - небольшие складывающиеся домики (слайд 7, спальные мешки, фонарик, спички, рюкзак (слайд 8, компас и карту, чтобы не заблудиться. (слайд 9)
Воспитатель : Скажите мне, зачем туристу топор, котелок и фляжка? (ответы детей) (слайд 10)
Молодцы, правильно, чтобы приготовить себе покушать.
Воспитатель : А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.
А сейчас мы с вами вспомним правила поведения в походе.
(слайды 11,12,13, 14)
Туризм – это тоже спорт.
Воспитатель : Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на туристе? (ответы детей) – (слайд 15)
Вот какие вы внимательны правильно, он одет в спортивный костюм, кроссовки и головной убор.
Воспитатель : Как вы думаете, что делают туристы в походе? (ответы детей)
Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т. д.
Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами соберём рюкзак. Как вы думаете, что мы положим в рюкзак? (слайд 16)
Воспитатель : У туристов есть свои праздники, они называются туристическими слётами. Участники слёта соревнуются друг с другом, организуют разные игры, поют песни у костра.
Воспитатель : Ребята, а вы хотите побывать на таком слёте (ответы детей)
Воспитатель: У меня в руках туристическая карта по которой мы будем путешествовать и выполнять задания. Нам Колобок желает удачи!
(слайд 17). В путь!
Маршрут:
1. Загадочный остров
2. Смешной остров
3. Спортивный остров
4. Сказочный остров
5. Остров перевёртышей
1. Загадочный остров
Загадки с подвохом:
1. Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в (не кастрюлю, а в чашку)
2. Во дворе трещит мороз —
Шапку ты одень на (не на нос, а на голову)
3. Моим сестричкам маленьким
Купили к лету (не валенки, а босоножки)
4. На уроках будешь спать — за ответ получишь (не пять, а два)
2. Смешной остров.
Игра «Превращалки» : превращение детей испуганных мышек, в весёлых лягушек, нахмуримся как мишки, потрясёмся под кустиком как зайчики, превратимся в лисичку-плутовку: она смотрит по сторонам, озирается, чтобы её никто не увидел.
Надо состроить смешные рожицы.
3. Спортивный остров.
Игра «Выполни задание»
Воспитатель говорит: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.
4. Сказочный остров.
Игра «Узнай сказку по отрывку».
1. А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок. («Маша и медведь»)
2. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки (Три медведя)
3. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Самомассаж и дыхательная гимнастика.
Соединили ладони и потрем одну о другую до нагрева.
А теперь подергаем кончик носа.
Указательными пальцами помассируем «крылья» носа.
А теперь взяли в ладошку немного морского песка и дуем на него, он рассыпается в разные стороны.
5. Остров перевёртышей.
«Перепутанные названия сказок – перевёртыши»
«Домик-домок» - Терем-теремок
«Прекрасный цыплёнок» - Гадкий утёнок
«Лягушка-домоседка» - Лягушка путешественница
«Мышь в туфлях» - Кот в сапогах
«Принц на тыкве» - Принцесса на горошине
«Утки-селезни» - Гуси-лебеди
6. Музыкальный остров.
Подвижная игра «Море волнуется». (Под музыку)
«Морской петух» - стоять на одной ноге, другую поджать в колене и поднять невысоко от пола, замереть.
«Осьминог»- Лечь на живот и поднять руки и ноги вверх, оторвать плечи от пола, замереть. И т. д.
Рефлексия.
В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды туризма бывают? Что необходимо туристу взять с собой в поход? Куда бы они хотели отправиться в путешествие на следующем занятии.
Подведение итогов.
Упражнение «В кругу доверия»
Дети становятся в круг. Подвести итог занятия, обсудить, что понравилось, что запомнилось, были ли сложности при выполнении заданий.
Дети берутся за руки, легко ими покачивают и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!».