Елена Харитонцева
Конспект занятия «Теремок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
выбирали место для него. А уж если выбирали, садились, оседали там.
Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек.
Показ детям слайдов на экране телевизора строительства русской избы. Объяснить детям смысл слов: сруб, рубить, конек, крыльцо, окна (Окна-глаза дома. В старину глаза назывались «очи» глаз- око, отсюда и название – окна. Их украшали резными «наличниками» и «ставнями». Наличники и ставни они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни- значит, хозяева встали, а закрыты- значит, еще спят или их нет дома).
Публикация «Конспект занятия „Теремок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Дети: Печка! (обратить внимание на муляж русской печи)
Воспитатель читает стих:
Печка русская в избе
Ты у нас красива,
Все заботы на тебе,
Трудишься ретиво.
Жар впитать и всех согреть
Это первым делом,
Можно даже попотеть,
Подлечиться телом.
Хлеб печётся на поду,
Щи потом томятся,
Чугунки твои в ходу,
Им ухваты снятся.
Печь, конечно, хороша
И всегда любима,
Но в ней есть ещё Душа
С нашими едина.
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, лечиться, сушить грибу и ягоды, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, картошку, каши с тыквой, пекли хлеб, калачи, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Девушка: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Девушка: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Печь наша разгорелась пора и обед готовить! Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
Дети: Чугунок
Девушка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Игра «Варим борщ» (игра на подобия «чудесный мешочке» дети с помощью муляжей готовят суп)
Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Ставят с помощью ухвата чугунок с борщом в печку.
Девушка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Игра «Что стало – что было»
Девушка: Я называю, что стало, а вы - что было.
Воспитатель: Кастрюля. Дети: Чугунок.
Воспитатель: Плита. Дети: Печь.
Воспитатель: Туфли. Дети: Лапти.
Воспитатель: Чайник. Дети: Самовар.
Воспитатель: Шкаф. Дети: Сундук.
Воспитатель: Дом. Дети: Изба.
Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, а после трудной, тяжелой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться - танцевать, выходные деньки встречать!
Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»
Девушка: Ребята, вам понравилось русская изба?
Дети: Да!
Девушка: Ребята, приходите ко мне в гости. Буду очень вас ждать. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.
Воспитатель: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
«Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в наши группы укажи!»