Маргарита Ульянова
Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о лесе.
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
-Уточнить представление детей о лесе, его флоре и фауне
-Познакомить с правилами поведения в лесу
- Воспитывать бережное к природе;
- закрепить знания о лечебных свойствах лекарственных трав
«Коммуникация»
• Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;
• Побуждать высказываться на темы из личного опыта;
• Активизировать словарь;
«Чтение художественной литературы»
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в сказочный лес“ (старшая группа)» размещена в разделах
• Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.
«Физическая культура»
• Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий;
«Музыка»
• Вызвать эмоциональный отклик на музыку, двигательную импровизацию под нее.
Оборудование: фонограмма «Звуки леса»; русский народный хоровод «Солнышко, солнышко…»; схема рассказа (название, как выглядит, где произрастает, как используется людьми); слово «Школа»; кроссворд; предупреждающие знаки (муравейник, цветы, костер); макет «Чудо дерева» на лесной полянке; коробочки с лечебными травами и плодами (зверобой, ромашка, душица, цикорий, календула; боярышник, шиповник) на каждого ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Перед занятием воспитатель предлагает детям взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу, показать с каким хорошим настроением они будут заниматься. Включает фонограмму «Звуки леса».
Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. (Держась за руки цепочкой дети входят на ковер украшенный в виде полянки в лесу).
– Присаживайтесь на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса. Что вы услышали? ( Пение птиц: соловья, кукушки, воробья, как шелестят листочки на деревьях, журчание ручья, шуршание и жужжание насекомых)
– Почему мы вошли в лес осторожно, цепочкой по одному? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов). Посмотрите, какое интересное дерево растет на нашей полянке. Расскажите о предупреждающих знаках на нем.
1-й ребенок: На знаке изображено правило: недалеко муравейник, надо идти осторожно, не наступить на муравьев и их дорожки. Разорять муравейники нельзя. Муравьи приносят пользу лесу (лечат его от тли, животным – как лекарство от болезней.
2-й ребенок: Этот знак обозначает, что в лесу нельзя разводить костер. От огня может случиться пожар, погибнут растения и животные.
3-й ребенок: На знаке изображена нога человека над цветком. Он обозначает, что в лесу нельзя топтать и вырывать с корнем растения. Растения радуют нас своей красотой и запахом, приносят нам пользу во время болезней в виде отваров и мазей.
– Посмотрите, какой красивый, большой конверт! Давайте посмотрим, что на нем написано: «Дети, вы так много знаете о правилах поведения в лесу. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Если правильно и интересно ответите, то вас ждет сюрприз!» Как много интересных заданий прислало нам «Чудо дерево»! (Раскладывает перед детьми разноцветные карточки с заданиями, дети по очереди тянут карточки, воспитатель зачитывает)
1 задание: Отгадайте загадки о красавицах в моем лесу:
• Одно туловище и много рук. (Дерево)
• На берегу, у обрыва, долго-долго плачет… (Ива)
• Зимой и летом одним цветом. (Ель)
• Туловище белое, а руки зеленые. (Береза)
2 задание: (Дидактическая игра «Какой буквы не хватает?») Прочитайте слова и скажите, какая первая буква (звук) потерялась. (Л)иса, (з)аяц, (в)олк, (е)жик, (м)едведь, (к)рот, (м)ышь, (в)ерблюд. Какое животное не живет в моем лесу? Откуда прибыл этот гость?
Воспитатель уточняет: «Чем отличатся буква от звука?» (Звук мы слышим, букву мы видим и читаем) Затем дети работают со словами.
3 задание: Расскажите стихотворения о лесе.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень – тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегаю по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчел.
Лесные этажи
- Старый дуб! Мне расскажи
Про лесные этажи!
- Этаж первый – это мхи,
Бархатисты и мягки.
Этаж первый, самый нижний,
К матушке – земле он ближний.
А второй – густые травы,
Бересклет, орех лесной.
И сережки и цветы
Украшают их весной.
А четвертый – всех он выше,
Шум вершин зеленых слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы.
Это сосны, ели, липы.
4 задание (Дидактическая игра «Да и нет») Давайте поиграем. На то растение, которое есть в лесу, вы хлопаете, которого нет – сидите тихо.
Цветы: ромашки, розы, гвоздика, пионы, душица, тюльпаны, колокольчики, галлярдия, календула.
Кустарники : смородина, боярышник, крыжовник, шиповник, жасмин, орешник, черноплодная рябина.
Если в лесу летают – вы машете руками, если нет – сидите смирно: бабочки, курицы, стрекозы, тля, жуки, бегемоты, птицы.
5 задание: решите кроссворд с волшебным словом (ключевое слово – «Лес»)
• На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (Цапля)
• Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он время не теряет, длинноклювый, пестрый … (Дятел)
• Угадайте, что за птица света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это … (Сова)
6 задание: спойте песенку о солнышке, которое дает растениям тепло и свет. (Исполнение под фонограмму русского народного хоровода «Солнышко, солнышко…»)
7 задание: Дерево благодарит детей за правильно выполненные задания и приглашает в лесную сказочную школу. Чтобы войти в школу надо подобрать слова определения к слову «Весна»
– Вот мы с вами и в лесной сказочной школе. Садитесь на свои места. Спина у всех прямая, ноги вместе, следите за своей осанкой до конца занятия.
Давайте проведем опыт «Определи и расскажи» : на столе у каждого из вас стоят коробочки с лесными растениями и плодами кустарников, необходимо определить растение из коробочки, взять картинку с изображением растения, показать и у доски рассказать о нем, опираясь на схему рассказа (название, как выглядит, где произрастает, как используется людьми). Все слушают рассказ и дополняют его по мере необходимости.
1-й ребенок: Это – душица. У нее маленькие, с круглыми лепестками фиолетовые цветочки, душистый запах, растет в поле и на лужайках в лесу, применяется в виде отваров при простудных заболеваниях и как успокоительное средство на ночь.
2-й ребенок: Это – лесная ромашка. Мелкие белые цветочки на тонких стеблях, листочки как елочки, лепестки цветка мелкие, белые, круглые, серединка желтая с множеством тычинок; растет в лесу на лужайках и в поле. Лечебное растение: применяется при воспалительных процессах в организме; во время ухода за кожей тела и волосами. Используется также при изготовлении шампуней и кремов.
3-й ребенок: Это – зверобой. Прямо стоящий жесткий стебель с мелкими желтыми цветами и мелкими зелеными листочками, растет на лугах и лужайках в лесу. Лечит 99 болезней.
4-й ребенок: Это – цикорий. Прямо стоящий жесткий стебель с синими цветами и зелеными разной величины листочками, растет повсюду. Отвар из цветов пьют для улучшения аппетита, из листьев готовят салат, из корней напиток.
5-й ребенок: Это – календула (ноготки). Яркие оранжевые и желтые цветы, с ветвистым прямостоящим стеблем и продолговатыми листочками и душистым запахом. Растет на цветниках и огородах. Используется для обработки ран, ушибов и ожогов, в виде настоя при болях в животе, горле и зубах. А также при изготовлении шампуней и кремов.
6-й ребенок: Это – боярышник. Белые мелкие цветы и большие зеленые листочки, с неприятным запахом, с оранжевыми и красными ягодками. Растет на опушке леса и в огороде. Используется в виде настоя как общеукрепляющее и успокоительное средство на ночь. А также при изготовлении шампуней и кремов.
7-й ребенок: Это – шиповник. Круглые и овальные ягоды красного цвета, растет в лесу, на огороде и в городе украшая участок зелеными резными листочками и красными, белыми цветами. Используется как общеукрепляющее и успокоительное средство, при лечении ран и ожогов.
Воспитатель включает фонограмму «Чудо дерево к детям» : «Молодцы, все справились с заданиями: ответили на все мои вопросы распространенными предложениями, составили интересные рассказы о запрещающих знаках и результатах опыта с лесными травами, нашли недостающие буквы и звуки в словах, выразительно читали стихотворения и мелодично пели песню хоровода о Солнышке; хорошо знаете растения и птиц моего леса. Найдите мое угощение под травкой в корзинке из шишек. До скорых встреч в лесу» (дети находят печение в виде грибов).