дугулубгова
Конспект занятия «Опыты в суперсекретной лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. п. СВЕТЛОВОДСКОЕ
КОНСПЕКТ
занятия
ПО ОПЫТНО –ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«Опыты в суперсекретной лаборатории»
ВОСПИТАТЕЛЬ: ДУГУЛУБГОВА З. Х.
Цель: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, развивать познавательные способности.
Задачи:
Обучающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
1. Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем.
2. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе активных действий с исследуемым материалом.
3. Учить делать выводы, в соответствии с результатами опытов.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать сообща.
Развивающие:
1. Развивать умения работать аккуратно, следуя инструкциям.
2. Развивать творческое воображение.
Здоровьесберегающие:
1. Сохранение уровня здоровья детей.
2. Обеспечение смены динамических поз в организованно образовательной деятельности.
Обогащать словарь детей:
Оборудование и материалы:, пластиковые поддоны, пищевой краситель,стаканы, тарелки, ложки, контейнеры, ёмкости различной вместимости, колбы, палочки, вода, сода, уксус, средство для мытья посуды, растительное масло, глицерин, клей ПВА,проволка, ноутбук.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Звучит музыка лёгкая тихая
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли, гости давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
- Здравствуйте! Сегодня утром на столе я нашла письмо, но открывать не стала, решила дождаться вас, давайте узнаем, что там написано. (Открывается конверт, в нём лист бумаги)
- Ребята, посмотрите, что там написано? (Ничего).
- Как же нам его прочитать? Как узнать, что там написано? (Варианты ответов детей)
- А помните, мы с вами как-то писали невидимыми чернилами, давайте вспомним как мы его писали и как можем прочитать. (мы писали лимонным соком, а прочитать можем если (нагреть или прогладить горячим утюгом)
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам ученые из суперсекретной лабаратории. У нас к вам есть очень большая просьба, но её не так просто выполнить. Мы хотели бы убедиться, что к выполнению нашей просьбы приступят самые серьёзные и ответственные ребята. Вам предстоит проделать опыты, в результате которых вы узнаете много нового. К письму прилагается коробочка с подсказками».
- Дети, как вы думаете, что нам такого важного поручили? (Ответы детей)
- Думаю, мы скоро все узнаем. А пока, давайте постараемся и покажем какие мы серьёзные и ответственные! Вы согласны? (Да)
- Обратите внимания, сколько всего интересного тут для нас приготовлено. Но, мне кажется, есть, что то в этой коробке, что поможет нам.
Воспитатель открывает коробку, достаёт подсказку, читает её.
(Дальнейший ход занятия зависит только от подсказок, которые направляют детей.).
Подсказка №1. «Подскажу куда идти, поддоны ты скорей найди»
- Расскажите, что вы видите перед собой? (Перед каждым ребё нком на столе стоит: 1 большой пластиковый стакан в пластиковом поддоне, крахмал, палочка для размешивания, в стаканах, налиты: тёплая вода,.) Дети рассказывают о крахмале. (Подсказать, если дети затрудняются ответить).
- Перед тем, как приступить к выполнению опыта, давайте вспомним правила.
.Не кричать.
.Не трогать без разрешения.
.Не пробовать на вкус.
Работать только на сво м месте.
Соблюдать осторожность.
Проводить опыты только в присутствии взрослых.
Не толкать товарища во время опыта.
Будь осторожен и внимателен во время опыта.
После опыта убери рабочее место.
Нельзя использовать в пищу продукты, которые использовались в опыте.
Крахмал — это ценный продукт и достаточно распространенное вещество. Его можно получить в домашних условиях.
Он без вкуса и запаха, в руке он издает «скрип», в горячей воде набухает, образуя вязкий раствор — клейстер, с раствором йода образует соединение, которое имеет синюю окраску. Это полезный продукт, который используется в пищевой и бумажной промышленности, а так же для изготовления косметики
- Итак, продолжим. Кто сможет провести опыт с крахмалом? 1-2 ребенка проводят опыты.
В этом эксперименте надо быть очень внимательными и аккуратными.
- Перед вами в поддоне стоит пластиковый стакан, первым делом налейте в него воды, после чего, насыпьте крахмал и размешайте палочкой.
- Что же происходит? (Не растворяется)
Воспитатель насыпает в горячую воду и показывает, что в горячей воде растворяется и образуется своеобразный клейстер.
- Ребята, как вы думаете это все получилось? (Ответы детей, подводим их к выводу).
.
- Замечательно! Пора бы открыть коробку и узнать, что нас ждёт дальше.
Подсказка №2.
А вот с каким продуктом - вы должны отгадать.
• Этот продукт есть на каждой кухне.
• Его мама использует для приготовления салата, котлет и многого другого.
• С помощью этого продукта получается вкусная жареная картошка.
Дети высказывают предположения.
Профессор: Это растительное масло. Как вы догадливы, коллеги!
А что вы знаете о растительном масле?
Дети: Растительное масло золотистого цвета. Его получают из семян, орехов, корней путём отжима. Иногда оно имеет запах. В нём много витаминов. Используют в приготовлении пищи.
Профессор: Какие виды масла вы знаете?
Дети: Подсолнечное, оливковое, кунжутное и т. д.
Профессор: Молодцы, мои юные коллеги! Вы много знаете о растительном масле.
Профессор: Отлично. Все правила назвали. Надеваю перчатки и приступаем. Скажите, можно ли перенести воду в сите? Почему? (Дети выражают собственные мысли) Предлагаю проверить ваши предположения.
Опыт № 2.
Нальем воду в сито. Что мы видим? (Ответы детей) Вода пробежала через дырочки в сите. Теперь смажем сито растительным маслом. Попробуем аккуратно налить воду. Что мы видим? (Ответы детей.) Вода не вытекла из сита. Масло превратило сито в ковш. Как вы думаете, почему так произошло? (Дети выражают собственные суждения) Масло заполнило отверстия в сите.
Какой вывод можно сделать? - Вода с маслом не дружит. Масло в воде не растворяется, поэтому вода не вытекает.
Опыт №. 3. «Волны в бутылке» 1-2 ребенка показывают.
Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.
Ход опыта : в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.
Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.
Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.
- Мне кажется, мы немного засиделись, пойдемте немного отдохнём.
Физминутка
все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Подходим к следующкму столу.
Клей пва. Подсказка №4. Опыт «клей»
«Не ходите далеко, а найдите молоко!»
. Цветные капли
Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.
Ход опыта : клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду.
Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.
Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.
, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками
) Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо)
Следующая подсказка :»Далеко ты не ходи, лишь четверку ты найди»
Глицерин.
Беседа с детьми о глицерине
Воспитатель: глицерин относится к группе веществ, которые обладают гигроскопичностью (т. е. поглощают влагу) и способствуют накоплению жидкости. Глицерин широко используется в медицине и косметологии, а так же в пищевой промышленности (добавляют в шоколад, в тесто, улучшает вкус конфет) Напомнить детям о безопасности: нельзя пробовать! Обращаться с глицерином осторожно!
Воспитатель: Давайте подробнее рассмотрим область применения глицерина. Мы сказали, что он используется в медицине, применяют его при кожных болезнях, как хороший антисептик. Он входит в состав препаратов, которыми лечат кожные болезни. Также помогает ранам быстрее заживать, имея антисептические свойства, способен препятствовать заражению ран.
Входит в состав мазей и препятствует выпариванию влаги, высыханию.
Косметология.
Глицерин широко применяется в косметологии, особенно в производстве средств гигиены. В первую очередь он добавляется в мыло. Препарат в мыле повышает «мыльность», смягчает кожу, обладает легким отбеливающим эффектом.
Для приготовления пищи.
Глицерин добавляют в сырье для приготовления конфет и других сладостей, а также выпечки, в том числе сдобу.
При добавлении препарата в выпечку и другие мучные изделия:
1. Придает клейкость макаронным изделиям.
2. При выпечке изделия становятся более пышными.
3. Булочки и паляницы дольше не черствеют.
Опыт 5 с глицерином.
«ДОМАШНЯЯ РАДУГА»
Вам понадобятся: дистиллированная вода, простое хозяйственное мыло (или, что еще лучше – жидкость для мытья посуды,глицерин, емкость для игры с мыльными пузырями. проволки.
Настрогайте мыло ножом и растворите в теплой дистиллированной воде. Концентрация мыла должна составлять 15-20%. Можно растворить в воде жидкость для мытья посуды типа Fairy.
Не используйте воду из-под крана, она содержит большое количество солей и из-за этого пузыри получаются очень хрупкими. Добавьте в мыльный раствор глицерин, этим вы продлите жизнь мыльному пузырю. Теперь возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т. д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
После этого можно преступать к самому главному: окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Вместе с ребенком наблюдайте, как пленка растягивается и превращается в пузырь. Сначала мыльные шарики легко поднимаются вверх, переливаясь всеми цветами радуги, а потом медленно опускаются вниз. Поэкспериментируйте с рамками разной геометрической формы, и посмотрите, какие из них фигуры получаются.
Физминутка. Под музыку играют мыльными пузырями.
- Ребята, подсказок совсем не осталось! Но обратите внимание, осталось еще одно задание, давайте присядем за стол и узнаем, что нас там ожидает.
Дети проходят за стол, воспитатель обнаруживает письмо. Содержание письма: «Мы очень рады, что вы справились с нашими непростыми заданиями, надеемся, что вам очень понравилось. За этим столом сидят самые лучшие ребята, для вас то мы приготовили самое ответственное задание! Сегодня вы проводили опыты с маслом, клеем, крахмалом. И теперь предлагаем вам смешать все это и посмотреть, что получится.
- Вместе мы справимся, потому что задание и правда, очень ответственное! Я вас сейчас научу, делайте всё, как я скажу и покажу. У нас все получится.
- Что вы видите на столе? (Ответы детей).
- Правильно, перед нами: крахмал, сода, клей, глицерин, подсолнечное масло, мы с ними уже знакомы, ложечки и емкость.
Берем 2 столовые ложки крахмала, добавляем щепотку соды пищевой и перемешиваем. Теперь добавляем 2 столовые ложки масла и перемешиваем. Надо еще добавить чайную ложечку глицерина и перемешать. Если жидкая смесь получилась, то добавляем немного крахмала. А теперь добавляем 2 ложки клея ПВА и тщательно замешиваем массу. Что у нас получилось? Правильно, похоже на тесто, на пластилин. А называется эта масса –искусственный фарфор. И прежде чем можно будет слепить из него, надо завернуть в пищевую пленку и дать полежать. (заворачиваем и убираем)
.
Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Интересно, что же здесь (открывают, там фарфор)
Ребята, вот и нам подарок, давайте с этим фарфором поиграеь и слепим что нибудь (лепят цветок)
-
- Поздравляю вас! Вы на отлично справились со всеми заданиями, настоящие молодцы!
- Расскажите, вам понравились задания, которые для вас приготовили?
- Вам было трудно справиться с каким - нибудь из заданий? С каким?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какой ингредиент мы использовали во всех опытах?
- А что вам понравилось больше всего, то чем вы обязательно расскажете дома и может быть, попробуете вместе с родителями?
- Сегодня, я должна сказать, вы стали настоящими юными исследователями, мне было приятно! Спасибо вам, ребята!