Диана Комиссарова
Конспект занятия «Мой Северокавказский регион — многонациональная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников.
Тема: «Мой Северокавказкий регион – многонациональная семья».
Задачи:
- Формирование представлений народах, населяющих наши и соседние территории края;
- раскрыть особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиции;
- воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу края и его соседей.
Предварительная работа:
- Беседа о достопримечательностях природы Северного Кавказа,
- просмотр видеофильма.
Публикация «Конспект занятия „Мой Северокавказский регион — многонациональная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Северного Кавказа.
- Чтение рассказа Н. Сладкова «В горах», стихотворений З. Хостикоевой. и Г. Цагараева.
- Лото «Горные (лесные) жители Северного Кавказа».
- Рассматривание карты Ставропольского края.
Оборудование и материалы: презентация, аудиозапись, 2 коня, 2 сабли, скакалки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята на прошлом занятие мы отправились в гости к соседям Ставропольского крае. (Слайд 2). Давайте вспомним к кому в гости мы заезжали.
Ответы детей.
Воспитатель: А сегодня я предлагаю отправиться в гости в Краснодарский край.
Воспитатель: Давайте вспомним, на чем мы ездили в прошлый раз? Ответы детей.
Воспитатель: А на чем вы бы хотели отравится сегодня? Ответы детей.
Воспитатель: А давайте полетим на самолете. Вы готовы?
Дети: Да. (Слайд 3)
Физминутка: Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Воспитатель: Вот мы и приехали в Краснодарский край. (Слайд 4)
Воспитатель: Кто из вас бывал в Краснодарском крае (Ответы детей, Краснодарский край славится своими курортными городами: такие как Сочи (слайд 5, (Геленджик, Анапа, Лазаревское. Краснодарский край это огромнейший, многонациональный регион, на территории которого бок о бок проживают больше ста пятидесяти народностей. Это русские, греки, армяне, цыгане, татары, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, адыгейцы, казаки и другие. Краснодарском крае, проживают коренные народы это шапсуги, натухайцы, ассирийцы и другие. (Слайд 6). Все народы Краснодарского края живут бок о бок дружно уже много лет, толерантно относятся к религиям, культурным традициям и обычаям друг друга. В общей жизни Кубани присутствует много традиций, национальных блюд, культурных и архитектурных наследий, и все они мирно граничат на территории одного края. На территории Кубани есть туристические комплексы, которые хорошо отражают повседневный быт и культуру народов Краснодарского края. (Слайд 7). Как например, в Тамани казачья станица Атамань; в поселке Сукко настоящая африканская деревня; в Фадеево черкесский аул; полностью в греческой стилистике поселок Витязево; конное шоу свадьба в Малиновке в Абрау Дюрсо и другие. Посетив их, можно окунуть в атмосферу того или иного народа населяющих Кубанские земли.
Воспитатели: Ребята, а вы знаете, что Краснодарский народ любит танцевать и у них это очень хорошо получается, например казаки. (Слайд 8). Давайте и мы покажем, что мы тоже хорошо танцуем. (аудио сопровождение)
Воспитатель: Отправляемся дальше. (Слайд 9)
Физминутка: Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Воспитатель: Мы прибыли с вами в Ростовскую область. (Слайд 10)
Воспитатель: В Донском крае проживает до 150 народностей: Украинцы. (Слайд 11) Практически все украинские семьи придерживаются религиозных обычаев своего народа, соблюдают посты и отмечают христианские праздники:
- В рождественский вечер на стол традиционно подаются 12 постных блюд.
- Во время рождественских праздников, в Святой Вечер, дети ходят от дома к дому, в колядках желая удачного года, а хозяева угощают их сладостями и дарят деньги.
- На Пасху обязательно пекут куличи и красят яйца.
- На Троицу, которая отмечается на 50 день после Пасхи, дома украшают веточками деревьев, свежей травой и букетами цветов.
- На Масленицу, за неделю перед Великим Постом, в каждом доме, где живут украинские семьи, пекутся большие тонкие блины, символизирующие Солнце.
Воспитатель: В Ростовской области проживают, также донские армяне и грузины. Они сохранили большинство традиционно установившихся общественных правил. Почтение к старшим одна из важных традиций. Отцы и матери, дедушки и бабушки принимают участие в решении всех семейных вопросов, дети и внуки считаются с их мнением и заботятся о них.
Воспитатель: Донские греки, тоже проживают в ростовской области. Они, уважают и соблюдая исконные донские традиции и обычаи, живут по унаследованным от своих предков правилам:
- Праздники встречают в домашнем кругу, а если приходится идти в гости, то идут всей семьей, с детьми и старенькими бабушками-дедушками.
- С 15 до 18 часов у греков время традиционной сиесты, поэтому планировать деловую встречу или звонить по телефону в это время не принято.
- Традиции Крещения у греков несколько отличаются от общепринятых в христианской религии. В холодную воду греческие мужчины не просто окунаются, а ныряют за крестом, который в водоем бросил священник. Считается, что тому, кто первый доберется до священного символа христианства, весь следующий год будет сопутствовать удача.
Воспитатель: В Ростовской области проживают и евреи.
Воспитатель: Основную часть коренного населения донского края составляют казаки. Казаки щедрый и гостеприимный народ. Радушно встретить, угостить и приютить человека здесь считается почетной обязанностью. Основными блюдами казацкой кухни считаются рыбные: наваристая «двойная» уха, жареный сазан, стейк и шашлык из сома. Основой его жизни казака – это военное дело, поэтому фольклорные традиции донского казачества включают сотни баллад и песен, повествующих о суровой военной жизни и великих походах. П/И «Удалые Казаки».
Одного из участников игры выбирают ведущим (командиром, верхом на коне с саблей в руках. Остальные играющие взявшись за руки, идут по кругу, в центре которого находится конь и сабля. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Казак до казака,
Конь до коня.
Кто коня не догонит,
Тот и вон пойдёт!
Сказав «пойдёт!», ведущий слегка толкает конём в спину одного из игроков, дети в кругу останавливаются, тот, кого толкнули в спину конём, берёт из круга другого коня и саблю, становится на своё место. После того как ребенок стал на свое место, все играющие стоя в кругу говорят: «Раз, два, три – беги!». Затем устремляется верхом на коне с саблей со своего места по кругу навстречу водящему. Кто первый прибежит, тот и занимает свободное место, а коня и саблю кладёт в центр круга. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Выигравший становится командиром.
Воспитатель: Наше путешествие по Ростовской области подошло к концу. Полетели дальше. (Слайд 12)
Физминутка: Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Воспитатель: Мы прилетели в гости в Карачаево-Черкескую республику. (Слайд 13)
Воспитатель: У черкесского народа с давних времён принято по-особенному относиться к гостям. Жители горных регионов, черкесы знают, как непросто приходится путнику, а потому готовы дать ему пищу и кров. Гостем у черкесов считался любой человек, подъехавший к двору и оставивший лошадь у коновязи. Он мог быть даже кровным врагом, однако хозяин не имел права отказать ему в ночлеге и защите.
Воспитатель: Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Черкесы не любят трусов. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях. Ребята, давайте и мы покажем как умеем ездить на лошадях. П/И «Лошадки». Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Сначала дети распределяются на две равные группы: одни дети изображают лошадок, другие конюхов. У каждого конюха вожжи – скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок» (надевают им вожжи-скакалки). По следующему указанию воспитателя дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т. д.).
Воспитатель: Вот наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в наш детский сад.
Физминутка: (Слайд 14) Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие, но на этом оно не закончилось. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали.
Рефлексия. (Слайд15)
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Какие традиции вам больше всего понравились?
- Что объединяет все эти народы?